«Несуществующие» дороги проявляются на карте Благовещенского района

Больше недели жители села Дроново были в буквальном смысле слова отрезаны от цивилизации - не ходил рейсовый автобус. Маршрут восстановлен только с 3 августа, здесь идут первые за долгие годы ремонтные работы. Между тем, глава Благовещенского района каждый день из села Удобное ездит на работу в областной центр Приамурья по «несуществующей» трассе. Да что там трасса – «направление»…

Аттракцион для экстремалов

29-летняя жительница Дронова Ольга Кухарова помнит из детства, что раньше дорога к родному селу была дорогой, а не канавой. Даже асфальт лежал!

- Да тут вообще, - машет рукой Ольга. - Доярки ездят в окружную через Садовое и Волково до Грибского. Я работаю в Заречном. Автобус у нас старый, дорога никакая! Я еще и беременная, а автобус два раза на бок ложился. То на левый, то на правый… Отказалась ездить, лучше пешком буду ходить – безопаснее. 8 лет жаловались все на дорогу. Наконец нас услышали!

Многолетнее бездорожье дошло до критической метки. После июльского ливня не осталось никакого пути, люди оказались отрезанными от мира.  Рейсовые автобусы неделю до села доехать по перепутью просто не могли. Все это время селянам приходилось добираться до своих домов, кому как заблагорассудится - на попутках, а то и пешком. Дроновская «дорога жизни» уже давно требовала «капиталки» - со временем асфальтное покрытие превратилось в живописные, но совсем небезопасные «лохмотья», а езда по дороге - в щекочущий нервы аттракцион. То автобус с доярками едва не перевернется, то большегруз «занесет».

По словам главы Грибского сельсовета Алексея Пономарева, жители села не один год жаловались на плачевное состояние трассы. Переписка с областными властями, в чьем ведении находится злополучная дорога,  в этом году наконец-то увенчалась успехом - на ремонт выделены средства. «Убитую» дорогу «реанимируют» второй месяц.

Миллионные километры

Житель Николаевки Анатолий Кочетков с 1983 года занимается дорогами родного Тамбовского района. Всякое бывало в работе, но такое, как в Дронове Благовещенского, – впервые.

- Дороги здесь откровенно не было, не дорога – направление. А теперь с нами шоферы здороваются! - показывает почти 7-километровый фронт работ Анатолий Захарович. На 6-е августа от прежнего перепутья остались разве что воспоминания селян. – Поднимали, отсыпали, дважды профилировали. Дождь маленько испортил работу – вода стояла. Но успеем сдать объект даже раньше срока – не 28-го, а 27-го августа!

Только в 1996 году, как отмечает «целитель» 80 тамбовских дорог, начали делать подъемочку. Раньше и гравия машину не давали высыпать – не было материалов. По простейшим подсчетам, 1 километр дроновской отсыпной дороги обходится в сумму около миллиона рублей. А где их взять?

- Миллионы не зарабатываем, откуда берутся и куда деваются средства на дороги,  не знаем, - говорит Анатолий Захарович. – Мы знаем только то, что дороги людям нужны. А такое ощущение, что село намеренно отрезают – чем дальше от центра, тем уже колея.   

Нет людей – нет денег

Чигиринский сельсовет – единственная территория Благовещенского района, получившая  ощутимую «дорожную» поддержку из областной казны. 9 миллионов рублей «нашли» в программе по развитию дорожной сети Амурской области. По словам главы сельсовета Любови Андреевой, миллион ушел на асфальтирование придомовой территории трех чигиринских домов, еще один «засветился» в виде уличных фонарей.

Оставшиеся 7 ждут своего часа: как только пройдет аукцион и будет определен подрядчик, средства тут же пустят на капитальный ремонт дорог.

Вроде бы, с бездорожьем при такой-то поддержке бороться можно. Между тем, до выражения «скатертью дорога» чигиринским артериям еще далеко. Как посетовала Любовь Андреева, буквально на прошлой неделе прокурорская проверка в Чигирях выявила ряд несоответствий требованиям безопасности дорожного движения. Был составлен акт, предписывающий в месячный срок устранить нарушения. «А в бюджете 100 тысяч на все про все, - кручинится глава. - Как же я могу объять необъятное? У меня в ведении только в Чигирях порядка ста улиц!»

Сельсоветы стараются по мере сил выполнять предписания - восстанавливать  сигнальные столбики, обновлять дорожную разметку, ставить новые дорожные знаки. Но на главную российскую беду - ремонт разбитых дорог -  денег в полном объеме попросту нет. Поэтому власти на местах стараются хоть небольшими объемами, но «латать» дороги. В том же Грибском сельсовете в прошлом году привели в порядок километр дорог в селах Передовое и Грибское, в планах на этот год - закончить улицу  в Передовом.

По словам  главы Усть-Ивановского сельсовета Александра Лимайкина, в этом году из местного бюджета на дорожные нужды израсходовано около 126 тысяч рублей. Деньги пошли на отсыпку, устройство земляного полотна и нарезку кюветов. Сделано порядка 1 километра 300 метров дорожного полотна трех улиц, проведено грейдерование дорог в селах Усть-Ивановка и Владимировка, а также установлено 20 уличных фонарей. Не обошлось и без спонсорской помощи в виде услуг грейдера.

- Жаль, что наряду с Чигирями мы не попали в областную программу по развитию дорожной отрасли Приамурья из-за недостаточности населения – менее 3 тысяч человек. Надеюсь, что у нас все впереди, а пока справляемся своими силами, - подытоживает Александр Викторович.

Нет достаточного количества населения в Гродековском сельсовете. Некого «подтянуть» и на спонсорство. Но глава сельсовета Ольга Берегова не ждет у дороги погоды. Денежный «дождь» не предвидится, однако дорожный вопрос местные власти в состоянии решить, причем самостоятельно – законом подсобили бы. «Вот если бы у нас, как в Китае, появилась возможность сделать некоторые участки дорог платными, то это решило бы проблему ремонта транспортных артерий сел, - уверена Ольга Геннадьевна. -  Мы бы их сами ремонтировали и следили за ними!».

По ту сторону пути

В поисках проезда в село Дроново, что в 30-минутах езды от областного центра Приамурья, помотало нас по сельским трассам три часа. Ни указателей, ни каких-либо других «намеков». Жарища, однако окна в  машине не откроешь – пыль столбом. Впрочем, каким способом «задохнуться» после экстрима по «ямочному» ремонту раскуроченного глинозема, уже все равно…

- Вот сейчас строится три дома, а могло бы и больше - кто по таким дорогам мотаться захочет? Многие ведь наши работают в Грибском, в городе, - в Удобном нам встретился местный житель Анатолий Петрович Бугреев. – К нам же, что случись, - «скорой» или пожарке только на танке можно! Вон, молоковоз на сбор молока уже отказывается приезжать. 66-й год живу здесь и дорог-то не помню. Прогрейдеровали, что погладили, а надо ремонт, стоков для воды нет. Ездим от дождя до дождя…

Позднее выяснилось, что как таковой дороги на Удобное и вовсе не существует. Как в анекдоте: явление есть, а слова нет.

- Получилось так, что не все дороги Благовещенского попали в 90-е годы в перечень, - рассказывает глава Благовещенского района Сергей Адаменко. Сергей Владимирович как раз живет в Удобном и ежедневно ездить на работу в администрацию по этой самой «несуществующей» дороге. – Если мы говорим  о Грибском сельсовете, то из трехлистника Дроново-Удобное-Передовое, которые  соединяются маршрутами, трасса Дроново-Удобное вообще нигде не числится. И если Передовое обслуживающая компания отремонтировала, Дроново ремонтируется по графику, то Удобное претендовать на какой-либо ремонт вообще не может.  Грейдер там иногда ходит. И сейчас пойдет. Прогрейдеровать можно, ремонт за счет бюджета района не сделаешь. Поэтому задача - найти собственника. Как раз сейчас решаем вопрос о постановке этого направления на баланс Амурской области.

- Вам как автовладельцу по несуществующей дороге как катается? Ремонтируете свою вишневую «девятку» часто?

- По графику - авторемонт. Можно 120 километров ехать, а можно 60 и сэкономить на ремонте.  Пока дорога нормально эксплуатируется – нормально ехать, когда разобьется – плохо. В прошлом году получился инцидент с дорогой на Бибиково – разбили большегрузы. Все-таки выстроили работу – все исправили. В этом году ямочный ремонт проведен. В разработке - проектно-сметная документация, чтобы полностью до Бибикова положить асфальт, капитально отремонтировать, но это уже на следующий год.  И по Маркову будет по графику положен асфальт. Потихоньку ремонтируемся и восстанавливаемся – около 20 лет в стране бардак был, что вы хотите? А вот пыль, к сожалению, останется еще на долгие годы. Хотя, я бы сказал, что пыль – не самое плохое, что есть.     

Перезагрузка

От дождя до дождя или иного катаклизма теплится жизнь в селе. Была история в районе, когда в межсезонье село по сергеевскому направлению осталось отрезанным от большого мира. Люди не могли выехать ни на работу в другой населенный пункт, ни в больницу, магазинчики не могли завезти даже хлеба. Недаром же дороги в народе называют артериями жизни…

По информации начальника отдела архитектуры, благоустройства и градостроительства районной администрации Ларисы Булатовой, на сегодня главной дорожной проблемой Благовещенского района есть и остается сергеевское направление. Если в хорошую погоду там еще можно как-то проехать, то дожди превращают дорогу просто в жуткое месиво, из которого не всегда можно выбраться.

А тут еще незадача - в августе ожидается начало работ по берегоукреплению села Сергеевка. Дело нужное и крайне необходимое, если бы не одно «но»: КАМАЗы, груженные камнем и щебнем из карьеров, потоком устремятся по без того убитой дороге. «Предвосхищая события, мы написали ходатайство на предмет ремонта сергеевской дороги за счет областной казны,  - подчеркивает Лариса Вильгельмовна. - Если мы не хотим повторения дроновской истории, нужно о решении проблемы думать уже сейчас».
 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости