Экзамен для губернатора

Первая после выборов амурского губернатора пресс-конференция с Олегом Кожемяко получилась насыщенной. У «четвертой власти», приехавшей со всего Приамурья, накопилось множество «задачек» для главы региона – начиная отсутствием на местах бань, удорожанием бензина и заканчивая оттоком населения, доступностью жилья. Накопилось вопросов почти на два часа общения – не часто выпадает возможность беседы с первым лицом области… Очень много вопросов задавали журналисты на пресс-конференции Олегу Кожемяко. Мы публикуем ответы лишь на некоторые, как мы посчитали, наиболее актуальные для жителей Благовещенского района.

Выборы без интриги

Вопрос от журналиста: Чем можно объяснить столь низкую явку на выборах губернатора,  и считаете ли вы себя всенародно избранным?

Олег Кожемяко: Конечно, считаю. Не считаю, что очень низкая явка – все-таки у нас 36%. Когда был порог явки,  он составлял 25%. Исходя из всех канонов и международных правил выборы считаются свершившимися. Я могу для примера привести явку Приморского края - 11%. Для данного времени, для избирателя в силу его некоей аполитичности и с учетом погодных условий считаю, что все-таки у нас неплохая явка.

Может быть, сейчас избиратель хочет стабильности, чтобы продолжалось то, что, было. Может быть, он не видит особой интриги, когда нужно ему идти и обязательно отстаивать свое право. Возможно он понимает, что, по логике вещей, ситуация будет продолжена и кардинального ничего не произойдет. Это зависит от избирательной кампании, тех политических моментов в жизни региона и страны в целом, которые могут кардинально повлиять на судьбу избирателя. Если такого не происходит, то и интерес к такому процессу, как выборы, становится  меньше. Потому что, может быть, он его меньше всего затрагивает.

В Москву, как в космос

Вопрос от журналиста: Дороговизна авиабилетов не дает возможности выехать многим амурчанам в западную часть России. Те акции, которые проводятся для молодых людей до 25 лет и людей старшего возраста от 60-ти за полцены до Москвы, становятся популярными. Будут ли продолжены программы и станут ли доступнее для амурчан авиаперелеты?

Олег Кожемяко: Этот вопрос мы выносим на Госсовет в числе важных и значимых. Конечно, хорошо, чтобы всем были положены льготы. Как это будет воспринято министерством транспорта? В целом по Дальнему Востоку льготой воспользовались всего 2%. Это незначительная цифра. Потому что люди старше 60–ти уже не такие летуны, а молодежь еще пока не так часто летает в Москву. Может быть, не наработали еще связей. Здесь ситуация, как некоторые про демократию говорят: и кость пододвинули, и цепь укоротили. Все равно лаять только получается…

Программа все-таки внесла положительный опыт, результат. То, что она будет продолжена для основных категорий, я не сомневаюсь. То, что работают специальные тарифы от самих авиакомпаний, – этим тоже необходимо пользоваться. Хотелось бы, чтобы как можно большую категорию людей охватывала программа льготных авиаперевозок. Удастся доказать, что это необходимо, или нет - я вам пока сказать не могу. Но мы будем поддерживать данное направление и выскажемся о том, что это необходимо для дальневосточников. С тем, чтобы не было разрыва между отдаленными территориями, чтобы мы не собирались в поездку в центральные регионы, как в космос.

Урожай-2012: не драматизируем

Вопрос от журналиста: Финиш сельхозсезона сорван, скомкан. Ожидаемого результата урожайности, особенно соеводы, не получат. Возникнут проблемы с выплатой займов и кредитов за технику. Предусматриваются ли уже сейчас какие-либо экстренные виды помощи?

Олег Кожемяко: Нет.  Я пока не драматизирую ситуацию, как не драматизируют ее и сельхозтоваропроизводители. Ситуация сложнейшая в силу большого количества осадков. Норма превысила от 140 до 270%, где-то с 7 до 16 миллиметров снега. Снег пошел после 17 октября. Это, конечно, снизило урожайность на 18% по области. Компании, которые к началу уборки обладали достаточным парком техники, закончили уборку 23 октября. Да, снижение по урожайности есть, но и рост цены идет. Если снижение урожайности на 18%, то рост цены отметился на 27%. Грубо говоря, если в прошлом году стоимость сои была 10 рублей при собираемости в 35 тысяч тонн – это 350 миллионов рублей. Сегодня фермер, допустим, собрал 31 тысячу тонн, но уже по 14 рублей за тонну. В итоге он может выручить 420 миллионов. Вопросы снижения урожайности компенсированы ростом цены. Это произошло самопроизвольно на рынке.

Поэтому аграрии продолжают днем и ночью бороться за урожай. Сегодня 71% площадей убрано. Осталось 30%, но и дней осталось не так много. Откровенно говоря, у нас что произошло: на 1 октября на заводе стояло 98 комбайнов, висели агролизинг, кредиты, расчеты с белорусским заводом, но при этом никто не брал технику. Потому что считали, что линейка уборки, ее горизонт будет, как в прошлом году - до декабря. И некоторые думали: будут елозить по полю одним комбайном до конца года. Но у погоды – свои планы. Те, кто вложился в технику, кто пошел на создание мощных машинных комплексов, механизированных колонн, отработали. Но они и сейчас работают – помогают. В одном месте уборку закончили, перешли на другое. Поэтому до окончания уборки не драматизируем.

Региону – нефтезавод, комбайнам - биогаз

Вопрос от журналиста: По поводу нефтеперерабатывающего завода. «Транснефть» не соглашается строить отдельно нефтеперекачивающую станцию, которая как раз позволила бы нашему заводу функционировать. Как идет работа в этом направлении?  И когда у нас может появиться завод, который решил бы проблему с бензином, в частности.

Олег Кожемяко: Вопрос заполняемости трубопровода ВСТО весьма сложен, и «Транснефть» еще пока не обеспечила себя поставками нефти по контракту. Вот когда она сможет это сделать, а как раз 2013 год является годом перехода на магистральный нефтепровод, можно будет вести разговор, если у «Транснефти» на балансе на тот момент будет лишняя нефть. Поэтому все разговоры о строительстве нефтеперерабатывающего завода - это пока  наше желаемое. Инвестор есть, а нефти нет. 

Вопрос от журналиста: Производители бензина нас пугают, что в скором времени в России не будет хватать бензина. И до Дальнего Востока он уж точно не будет доходить. Рекомендуют переходить на биогаз и альтернативные источники энергии. Какова вероятность того, что вскоре Амурская область перейдет на биогаз, и наши комбайны, в частности, будут работать на газе, а не на бензине?

Олег Кожемяко: Что такое перейти на биогаз?  Сейчас Надежда Ивановна Анищенко (БМК) и другие компании поедут на выставку в Ганновер, где будут искать молочные фермы нового поколения. В Белоруссии такие фермы уже работают. Смысл их работы в том, что они перерабатывают отходы в газ и за счет этого газа отапливают помещения. Но здесь необходимо смотреть, какая технология будет применена и условия: насколько оправдан способ для Белоруссии и Европы и Амурской области, где -50 бывает. Переход на биогаз, с точки зрения снабжения наших комбайнов и машин, пока настолько отдаленная перспектива, что я ее даже не вижу.

Ревизия для жилья

Вопрос от журналиста: Как сделать цены на жилье доступными для молодых семей?

Олег Кожемяко: К сожалению, господдержка не дала нам рост объемов строительства, но спровоцировала рост цены. Объемы увеличились, конечно. Строились и малосемейки, однако цена даже на них с миллиона достигла полутора-миллиона. Безусловно, те, кто участвовал в ипотечном кредитовании, и дальше будут получать поддержку. В 2013 году мы проведем ревизию мер господдержки по программам. И вот когда мы этот комплекс выполним, найдем застройщика. Тогда за 2014-2015 год уже под эти средства под эту застройку, уже ограниченную договорными отношениями, мы начнем подводить меры государственной поддержки, чтобы они реально работали, чтобы цена была приближена к региональному стандарту.

Купить квартиру за 35-40 тысяч «квадрат» и за 80 тысяч – это большая разница. Антимонопольные меры в этом вопросе бесполезны. Нравится - не нравится, вы берете вариант за 80 тысяч «квадрат». Потому что вас подстегивает понимание того, что завтра и такого варианта уже не будет. Если закон позволит правительству области выделять земли под застройку, то тогда мы могли бы диктовать условия застройщикам и проводить какую-то политику. Но, к сожалению, сегодня по земле закон один: аукцион. Купил на аукционе землю - и все, к застройщику никаких претензий не предъявишь: ни к цене, ни к тому, что он там будет строить. В этом - проблема. Ее и государство пытается решить, и мы на местах.

Дорога по «небу»

Вопрос от журналиста: Мост через Зею загружен давно. Какие перспективы строительства второго моста через реку Зея?

Олег Кожемяко: Радужные перспективы. Мы сейчас будем проводить конкурс по проектированию – за 2013 год пройдет проектирование. Предполагаю, что мост расположится по одному из двух вариантов: либо улица Октябрьская, либо Горького. Мост будет пилонный – подвесной. В 2014 году мы должны будем приступить к его строительству.

Второй рывок на «горнолыжку»

Вопрос от журналиста: Когда заработает горнолыжный комплекс, строящийся на территории Благовещенского района? Проект уникален близостью к областному центру, значим для развития инфраструктуры района.

Олег Кожемяко: На Дальнем Востоке есть горнолыжные спуски  в Комсомольске-на-Амуре,  в окрестностях Хабаровска, на территории природного заповедника Хехцир, есть на Камчатке, на Сахалине. А на Сахалине, могу сказать, один из лучших горнолыжных спусков. Оборудован кабинками закрытыми и протяженность трассы довольно приличная - до двух километров. Сейчас они начали другие трассы оборудовать. Я просто бываю на Дальнем Востоке, знаю все эти вещи. В Амурской области - это первый этап, хотя первым скорее можно назвать спуск в Тынде. Конечно, для городской черты, близлежащих районов спуск в Натальино - действительно единственный выход и возможность встать на лыжи. Спуск там сделан как раз для массового увлечения горными лыжами. Там можно учить детей, научиться самому. Спуск не травматичен, если не искать целенаправленно себе проблему и не спускаться по необорудованным трассам.

Сегодня мы его вели за счет средств спонсоров. Могу сказать, поиздержались все: и спонсоры, и мы. Работа подошла к финишу – первую очередь сделали. Необходим второй рывок. Может, мы даже пойдем на то, что выступим перед депутатами, чтобы суммы доплат сделать из областного бюджета и завершить вторую очередь. Зима у нас уже началась и в принципе он уже сейчас мог бы быть востребован, начиная с нового года. Спуск будет работать, будет радовать население. И мы вместе со всеми спустимся с этой трассы – попробуем, как катается. 

Игорная зона...

«Около года назад давал поручение министру внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Игорю Горевому проработать вопрос о возможности создания игорной зоны на территории Амурской области. Проект очень сложный сам по себе: потребуется вносить изменения в федеральные законы, а это непросто. Проще построить канатную дорогу через Амур, что мы и будем делать. В вопросе игорной зоны есть еще и нежелание сопредельной стороны (Китая - прим. ред.), и препятствование на уровне межправительственных договоренностей. Поэтому мы аккуратно и поэтапно идем в этом направлении. Нужно обговаривать эти вопросы и с руководством страны, дальневосточным полпредом и министерством экономики. Нужно понимать, что с появлением казино может возрасти преступность. Непростое поручение. Поэтому не отделяю себя от этого проекта, участвую. Насколько нам это удастся. Хотелось бы, чтобы удалось».

О дешевом жилье...

«В 2013 году меры государственной поддержки на приобретение жилья для амурчан будут приостановлены. За год по всем видам поддержки, направляемой из средств областного бюджета, мы проведем анализ. Дело в том, что господдержка не дала нам рост объемов строительства, но спровоцировала рост цены. Цена на «малосемейки» с одного миллиона рублей достигла полутора миллионов. После ревизии мы сконцентрируем средства и направим на комплексную застройку, с тем чтобы цена была приближена к региональному стандарту (около 33 тысяч рублей за квадратный метр - прим. ред.). Застройщики в этом случае будут ограничены договорными отношениями. Затем мы начнем под эту застройку подводить меры государственной поддержки, чтобы они реально работали. И рубль работал на человека. Согласитесь, купить квартиру по цене 35-40 тысяч за «квадрат», либо 80 тысяч - это большая разница. Безусловно, те, кто участвовал в ипотечном кредитовании, и дальше будут получать поддержку. Остальных мы придержим. После 2014-го, когда выйдем на застройку площадок, вернем программы господдержки, но по сложившейся цене. Если бы закон позволял правительству области выделять земли под застройку, то тогда мы уже сегодня могли бы диктовать условия застройщикам. К сожалению, сегодня по земле закон один - обязательное проведение аукциона. После торгов к застройщику уже никаких претензий не предъявишь: ни к цене, ни к тому, что он там будет строить. В этом и есть проблема».

Большегрузам запретят въезд

«В прошлом году на ремонт дорожной сети во всех муниципальных образованиях мы выделили 700 миллионов. В этом выделяем один миллиард. Но денег не хватит, если на местах не будем принимать решение, запрещающее проезд большегрузных автомобилей. При всех тех затратах, которые несет областной бюджет на восстановление и ремонт дорожного полотна, 40-тонные автомобили через полгода ставят на ноль всю нашу работу. По разбитым дорогам потом и общественный транспорт не сможет ездить. К крупнотоннажным автомобилям будут ужесточены требования, до полного запрета движения.

Свободный всегда поражал именно отсутствием дорог вообще. Другого термина просто не подберешь. Но проблема стала решаться. С прошлого года мы начали выделять порядка 25 миллионов рублей в год. За 2012 год выделили 70 миллионов. Думаю, что не меньше дадим и в следующем году. Безусловно, то отставание по качеству дорожно-уличной сети, которое копилось десятками лет, за год, два, три не закидаешь. Но основные магистрали с каждым годом будут сделаны. Опять же мы не собираемся тратить деньги на ремонт дорожного полотна, если оно из года в год будет разбиваться грузовиками. Принимать решение о пропуске большегрузных автомобилей, о порядке движения, о тоннаже - это задача органов местного самоуправления. И если они решат, что этим машинам здесь можно ездить по центру города - значит, им это выгодно. Если закроют для грузовиков въезд в город, то тогда стороны сядут за стол переговоров и обсудят условия восстановления городских дорог.

Немалую сумму на развитие и ремонт дорог получит Благовещенск - 150 миллионов рублей. В силу того, что в областном центре начали возникать пробки, будет комплексный подход к проблеме пропускной способности дорог в областном центре. Средства будут направлены не только на дорожное полотно, но и на тротуары, освещение и пешеходные дорожки.

Мы отстояли дорогу «Зея-Тыгда» по федеральной целевой программе. Она будет сделана по стандартам федеральной трассы. Несмотря на то, что программа начнет работать с 2014 года, мы занимаемся этой дорогой уже сейчас. К началу реализации федерального проекта до 2017 года сложные участки уже будут отремонтированы».

Инвесторов - на контроль

«Амурская область с точки зрения предоставления налоговых льгот стоит на передовых позициях. Если речь идет о новом производстве, мы предоставляем льготы на налоги, на прибыль, на имущество. Об этом открыто говорим. Другой вопрос, областные власти не поддерживают тех инвесторов, кто приходит сюда, чтобы получить копейку и уйти.

Например, мы приняли решение по закрытию всех кирпичных заводов. Потому что посмотрели: стоимость аренды земли за 8 гектаров составляет 800 рублей в год. Эти деньги получают бюджеты Благовещенского и Тамбовского районов. Объем отчисленных налогов - 2 миллиона за год. Ни одного работающего на предприятии амурчанина. А шлак остается, и деньги за кирпич снимаются. Зарплата на заводе - 3-4 тысячи. Зачем такой инвестор и завод нужен?! Аналогичные компании есть и в сфере лесозаготовки и добычи полезных ископаемых. Вот мы сегодня отдали Чагояновское месторождение и месторождение кварцевых песков в Райчихинске. В итоге не получили ни цементного завода, ничего. Сто раз подписывали с ними соглашение.

Есть и производства, где мы поставили свои условия. В Константиновском районе построили кирпичный завод. Полтора года они вокруг нас ходили. Им было сказано, что должна быть гарантированная заработная плата не менее среднеотраслевой, хотя бы 20 тысяч рублей. И сегодня на заводе трудятся уже 40 амурчан. Ведь никто из наших парней не пойдет работать за 3-5 тысяч. Региональные власти должны создавать условия, но для реального бизнеса, который пришел работать по понятным правилам. Предоставляя налоговые льготы, мы хотим обратного от инвесторов, чтобы нас не считали территорией, по которой можно проехаться, как танк, и уехать. А то у многих так называемых инвесторов сложилось мнение, что Амурская область - край безбрежных полей, где земли непочатый край. Приду, мол, и буду здесь делать, что хочу. Но, ребята, земля - это предмет продаж. Есть компании, зарегистрированные в Приамурье, так и работайте с ними, договаривайтесь, выкупайте земли, создавайте совместные предприятия. Но так инвесторам не хочется. Они говорят: дайте нам землю - мы будем здесь строить».

Об отдыхе и мечте

«Отдыхаю, как все люди. Безусловно, активный вид отдыха - более приемлемый после нашей кабинетной работы. Позволяет разгружаться. Членам правительства тоже это рекомендую. Пускай это будут недельные или десятидневные отпуска, но в течение всего года и по сезонам. Когда человек может восстановиться. В отличие от длительного отпуска в 1,5 месяца, после которого работник еще неделю входит в ситуацию, отходит после отдыха. Отпуска должны быть короткими, эффективными. Свой отдых я строю в зависимости от того, что пожелает моя семья. Это тоже нужно учитывать. Я - сторонник активного отдыха, хотя другому, например, и почитать книжку на диване - лучший отдых.

Мечта как губернатора - чтобы жилось всем хорошо, чтобы область была передовой, чтобы ракеты полетели, чтобы сельское хозяйство было не хуже, чем в Новосибирской области - ближайший наш конкурент. Задача - выйти к их уровню. Мечта для себя: у меня, вроде бы, все есть - семья, работа, друзья».

 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости