http://www.teleport2001.ru/amurskaya-zemlya-i-lyudi/2013-12-12/38137-biznes-inkubator-i-gruppu-volonterov-sozdadut-v-odnoy-iz-selskih-shkol-priamurya.html

Бизнес-инкубатор и группу волонтеров создадут в одной из сельских школ Приамурья

Поделиться новостью:

12 декабря 2013 в 14:30

Образовательные инновации с родины трех религий, помидоров «черри», предков основателя теории относительности, лауреата Нобелевской премии Эйнштейна и иллюзиониста Гудини привез самый молодой среди директоров школ Благовещенского района Владимир Печенкин.

Выпускник факультета иностранных языков Благовещенского педагогического университета не думал не гадал, что в свои 30 лет возглавит школу, а в 33 года побывает практически во всех образовательных учреждениях Израиля, включая департамент образования. Такой поворот судьбы, пожалуй, можно считать подарком за преданность профессии: окончив вуз в 2002 году парень один из немногих с курса пошел работать по «низкооплачиваемой и не котирующейся» специальности - в школу, да еще и в сельскую.

Начинал педагогический путь в селе Волково Благовещенского района, потом позвали в Усть-Ивановку. Преподавал иностранный, организовал театральный кружок и студию КВН. В нем увидела своего преемника директор усть-ивановской школы Людмила Лимайкина. А в 2013 году он стал единственным представителем Амурской области на курсах повышения квалификации в рамках подготовки управленческих кадров в Хабаровске, куда направило министерство образования и науки региона. Курсы организованы Российской академией народного хозяйства и государственной службой при Президенте РФ.

- Цель курсов - разработка инновационных проектов. Участвовали директора школ со всего Дальнего Востока. Я предложил нашей группе проект некоего бизнес-инкубатора, где ребята смогут смоделировать свое предприятие при школе, изучив наглядно законы местного рынка, и при этом получить возможность заработка. Коллеги поддержали, хорошо потрудились, и наш проект был выбран лучшим, а самые активные из группы в составе общероссийской делегации отправились на зарубежную стажировку - в Израиль, - рассказывает Владимир.

Отметим сразу, что проект, разработанный группой, - не для «бумаги». Экономическую бизнес-модель молодой директор уже прорабатывает для внедрения в школе.

- В советское время существовала подобная практика, но тогда задачей учащихся было, например, на уроках труда сделать табуреты - простые, по единому стандарту. Их за копейки продавали на школьных ярмарках. Я же хочу, чтобы ребята сами определили, какой табурет нужен и табурет ли вообще, сколько он стоит с учетом материалов и трудозатрат, будет ли рынок сбыта, - рассуждает инициативный директор. - Иными словами, бизнес-инкубатор поможет научить школьников основам экономики, производства, что станет практическим подспорьем в их дальнейшей жизни. Заработанные таким образом деньги ребенок сможет тратить на свои нужды, тем самым со школьной скамьи привыкая не сидеть на шее у родителей, а заботиться хотя бы о себе.

От Формулы-1 до ЕГЭ по музыке

Идею Печенкина о том, что бизнес-инкубатор школе нужен, подтвердила стажировка в Израиле.

- В 33 года я, наконец-таки, понял - буквально прочувствовал - смысл фразы «ну ты и еврей!», которую говорят в отношении нестандартно мыслящих людей, - делится впечатлениями о поездке Владимир. - Там - во всем инновационный подход! Детей, в первую очередь, учат мыслить нестандартно. И поэтому, я считаю, рождаются Эйнштейны. Повсеместно - компьютеризация. Посетили инновационную школу, построенную в августе на 7 тысяч человек, пока учатся около 200. Напичкана последними новинками. Это нечто! Я даже в Интернете такого не встречал. Мобильные кабинеты педагога - это норма, и давно. В тех же школах - шкафчики для учащихся на пультах. Во втором классе у детей одной из школ есть специальный предмет по созданию роботов - «Роботика»! Я, опытные директора с огромным стажем из Кемеровской, Ленинградской областей и даже Санкт-Петербурга просто лишились дара речи, когда нам представили совместный проект группы школьников и студентов: уменьшенная действующая копия болида Формулы-1 стоимостью 250 тысяч долларов! 25 тысяч - грант вуза, остальное - помощь друзей университета - предприятий высоких технологий. Это направление очень востребовано в стране, и система образования обязана готовить «наноспециалистов».

Как рассказывает амурчанин, в Израиле учреждения образования всех уровней - в тесном сотрудничестве, на базе школ организованы высокотехнологичные мастерские. Вообще профориентация школьников занимает одно из ведущих мест в образовательном процессе. По словам Владимира, задачей школы является определение способностей ребенка и дальнейшее их развитие.

- Поразила система аттестации выпускников. Практически каждая школа - профильная. Если у ребенка выявлены определенные навыки в школе, в которую он пришел, родителям сообщают о том, в какой именно школе лучше учиться их ребенку - где разовьют способности по максимуму, - говорит стажер. - Существуют именно профильные школы, а не «допобразование», как у нас, - музыкальная, спортивная, хотя и сами признают, что спорт в стране - никакой. У кого-то - наклонности к физике, к информатике - пожалуйста, тоже есть школа. По выпуску из школы, кстати, там «12-летка», ребенок имеет возможность сдать экзамены на аттестат зрелости (багрут) по профильным предметам. Вроде бы, там тоже проводят тестирование, как у нас ГИА или ЕГЭ, но там система европейского образца. Да и сам аттестат дает право на поступление в любой вуз мира. Экзамен по 120 предметам - мы были страшно удивлены такому количеству! Но потом поняли, что это - предметы на выбор. Обязательно сдают математику, иврит, «англид» - так там называют признанный международным английский язык. По этим предметам можно набрать из общего 21 балла самый минимум по оценке от 1 до 5. А вот по профильным - только пятерки.

Помимо ЕГЭ для амурчан сейчас актуален вопрос возвращения школьной формы. В израильских государственных религиозных школах форма - в духе классической английской. В государственных светских она тоже есть. Правда, в непривычном для россиянина виде: единого стиля футболки, разных цветов, но обязательно - с эмблемой школы. Вторая составляющая - все, что угодно. Хотя и школьницы в мини-юбках, отмечает педагог, ему не встретились, а вот парни позволяют себе сидеть на уроках в шапках, что в российской школе расценили бы как неуважение ко всем присутствующим в помещении. Россиян, все-таки строго следующих рабочему дресс-коду, смутил педагог в джинсах, кроссовках и футболке. «Дело в том, что там очень жарко и наиболее удобной одеждой являются шорты и футболка. К тому же, израильтяне не страдают вещизмом, какими-то комплексами на счет внешности и им все равно, кто и что об их виде думает - их заботит, что в голове, а не на голове, - рассказывает Владимир. - Не знаю, мне кажется, этические грани какие-то все же должны быть».

Дети с особыми нуждами

Невероятным фактом для делегации российских директоров школ, людей интеллектуального труда, в немалой степени являющимися непосредственными участниками формирования общества, стало наличие в обычных классах детей-инвалидов. Несколько лет назад в России запустили систему дистанционного образования, призванной повысить образовательный уровень и дать путевку в жизнь маленьким гражданам с патологиями здоровья - дети либо индивидуально занимаются с педагогом через Интернет, либо присутствуют на уроках виртуально.

- У нас изначально так складывается ситуация, что общество, по сути, закрыто от людей с физическими проблемами, мы живем как в параллельных мирах, которые очень редко пересекаются. И в итоге даже взрослый человек не всегда адекватно реагирует, если посреди улицы увидит колясочника или слепого, - говорит Владимир. - В Израиле нет «проблемных», есть люди с особыми нуждами. Но их не считают какими-то неполноценными и оторванными от мира. С малых лет они - в обществе. В частности, дети с особыми нуждами обучаются в общей школе, ведут нормальную полноценную жизнь, общаются со сверстниками на равных и соседи по парте привыкают относиться к ним, как к себе подобным, учатся взаимопомощи. Конечно, в классе, где 20-25 человек, есть помощники педагога для работы с детками с особыми нуждами.

В дальнейшем люди с особыми нуждами вполне успешно трудоустраиваются на тех же предприятиях высоких технологий, где, например, много сотрудников-колясочников. Или выбирают профессию, чтобы помогать адаптироваться в жизни таким, как они.

- Представляете, даже есть музей, в котором можно прочувствовать, каково быть человеком с особыми нуждами, - рассказывает амурчанин. - Работает там гид-слепой, который без чьей либо помощи успешно справляется с обязанностями и считает себя вполне полноценным гражданином своей страны. Честно скажу, посетить комнаты такого специфического музея отважились не все стажеры, особенно директора-женщины. Я их понимаю. Даже не знаю, как передать ощущения, когда ты в полной темноте двигаешься на ощупь, все время на что-то натыкаешься, слышишь звуки проезжающего транспорта, вдыхаешь запах фруктов на базаре и ничего-ничего не видишь… Выбирались из комнаты мы, буквально вцепившись друг в друга!

Вообще, как рассказывает Владимир, в Израиле любой ребенок может рассчитывать на любую помощь - очень развита социальная помощь и волонтерское движение.

- Нам старались показать лучшие школы, но мы успели побывать и в арабском небогатом районе, и в бедуинском - все государство по территории, как, например, Благовещенский и Тамбовский районы Амурской области, - делится Владимир. - Что удивительно, в любой школе есть социальный центр. Абсолютно бесплатно ребенок может обратиться туда, если у него трудности. С 7 утра до 11 вечера дети приходят, рассказывают о своих проблемах, общаются со сверстниками, делают уроки при помощи учителей, занимаются спортом. Мы разговаривали с двумя девушками, которые смогли «выбиться в люди» из неблагополучных семей благодаря таким центрам: учатся в вечерней школе, подрабатывают, не зависят от родителей, строят планы на получение высшего образования и создание своих семей, активно участвуют в волонтерских движениях, помогая таким же, как они, детям. Я считаю, что нам такие центры нужны, особенно в сельской местности, где дети из неблагополучных семей, как правило, начинают вести асоциальный образ жизни, а потом сами становятся неблагополучными родителями. Получается, что и такие дети у нас автоматически попадают на обочину жизни, не имея шанса на лучшее будущее. А ведь их тоже можно назвать детьми с особыми нуждами - у них душевные травмы.

О зарплате, проверках и патриотизме

- Владимир, с нового года нашим учителям обещают изменение оплаты труда. Пока сложно сказать, «дотянется» ли она до среднеэкономического уровня хотя бы по региону, но, по ожиданиям педагогов, большим плюсом для сельской школы будет уход от подушевого финансирования. Как с заработной платой учителей обстоит в Израиле?

- Не могу сказать, что там зарплаты намного выше наших. При ставке 24 часа, а не 18, как у нас, учитель получает порядка 6 тысяч шекелей, что в переводе на рубли около 60 тысяч рублей. Но цены там в 2-3 раза выше, чем у нас. Система зарплатная похожа на ранее действующую российскую, я бы даже сказал, советскую. Сами коллеги говорят, что им вполне хватает, хотя, конечно, как известно, деньги лишними не бывают. Знаете, дело не в зарплате.

Во-первых, там учителей почитают и дети, и родители, и госдеятели, ведь педагоги - обладатели элитарной профессии, знаний. А в знания государство вкладывает очень большие деньги. По бюджету, образование занимает вторую строчку после армии! Чем больше муниципалитеты помогают школам, тем лучше к ним отношение избирателей. А быть мэром там очень почетно.

Во-вторых, работать учителем в израильской школе гораздо проще, чем в российской, хотя и сложнее сдать на категорию - очень жесткий отбор, поэтому в школах случайных людей нет.

Нагрузка равномерно распределяется. Учителя дома не проверяют по ночам тетради, так как все компьютеризировано. Учитель обязан быть на рабочем месте до 16 часов даже если нет уроков, занимаясь в это время подготовкой к занятиям, помогая любому обратившемуся школьнику, желающему «подтянуть» предмет - там нет в школе понятия платное репетиторство.

В помощь учителю - электронные учебники, как их называют, дигитальные - от английского digital, что значит «цифровой». Вообще, учебники разрабатывает специальная компания и, конечно, такого обилия авторов, как у наших бумажных, нет. Под цифровые учебники разработан годовой тематический план занятий со всеми иллюстрациями, графиками, формулами - никаких конспектов. Иными словами, за час рабочего времени педагог может разослать индивидуальные задания, проверить работы учеников и подготовиться к урокам. А можно и вовсе просмотреть электронную почту и выбрать учебную экскурсию - музеи, библиотеки сами выходят на школы с готовыми программами обучения.

В-третьих, задача учителя - учить детей, для чего он располагает полным набором образовательных инструментов, а не писать очередные отчеты и еще бог весть что. Задача директора школы - оптимизировать учебный процесс, а не бегать в магазин за огнетушителем или средством от тараканов, так как грядет очередная проверка. Школы подведомственны департаменту образования и только, директора не знают «кто такой СанПиН», зато в каждом классе - кондиционеры и бутылочки с водой на партах, а в школах - высокотехнологичные мастерские.

- Как думаете, почему образование так значимо в Израиле?

- Мне кажется, дело в менталитете. Там очень развит патриотизм. Вопрос, идти или нет в армию, даже не стоит - это очень почетно! Мы посетили музей, посвященный Холокосту - очень значимая тема, катастрофа евреев. Они с детства своих детей поучают, что был такой момент, чтобы этого не допустить, надо то-то и то-то. Инновационные, конечно, музеи. Были в культурном шоке от масштабов экспозиций, как доносится информация.

В чем секрет патриотизма, граничащим с фанатизмом? Представьте, что многие века народ скитался. Наконец у него появилась своя земля, и он настолько ее любит, рад этому событию, что посреди пустыни вырос прекрасный сад, его холят и лелеют. Израиль - молодое государство, ему около 50 лет. В становлении его первостепенна была школа. Абсолютно разные люди собрались в одном месте - со своей ментальностью, укладом жизни, ценностями. Так вот, государство через школу стало целенаправленно растить не каждого гражданина в отдельности, а целое поколение, и дети этих репатриантов пошли в школу с определенным менталитетом, для них уже новая программа, и так далее.

Более того, государство очень дорожит своими гражданами, создавая условия для труда и отдыха. Мне очень понравилось, что световой день строится таким образом, что до рабочего времени у тебя есть два часа - нормально позавтракать, совершить пробежку и заплыв в море, погулять с детьми, заняться какими-то своими делами. Обед соблюдается строго, а суббота вообще государственный всеобщий выходной. Есть время на здоровье, семью, какое-то хобби. Четкое разделение труда и создание для него условий. Я думаю, просто власти понимают, что основное достояние государства - трудоспособные граждане. Будет им хорошо, они будут работать полноценно и регулярно пополнять бюджет, развивать страну.

К слову, весьма удивительным было для нас отношение чиновников к «заезжим» - запросто побывали в департаменте образования, гидом нашим по школам был заместитель руководителя департамента. Наверное, мой ровесник, может, чуть старше. Должность он получил, потому что является одним из прогрессивных новаторов педагогического процесса, прошедший путь от учителя до директора школы. Интересно, что при департаменте есть должность «Главный ученый», а сам департамент долгое время курировал не только образование, но и культуру со спортом.

- Не было желания остаться? По вашим словам, прямо какой-то рай при жизни…

- Предлагали остаться - русские «семижильные» учителя, для которых такие условия действительно рай, там ценятся. Но я - патриот своей страны и считаю, что такие поездки проводятся, чтобы по возвращению россияне лучший опыт применяли здесь, на своей родине. Мне кажется, наше государство, минобразования хотят некоей инициативы учителей изнутри, скажем, из глубинки, чтобы система действительно работала, поэтому и проводят стажировки, оплачивают их. Так что будем работать. В частности, попробуем организовать в нашей усть-ивановской школе для школьников бизнес-инкубатор, волонтерское движение, а для учителей оптимизировать рабочий график так, чтобы собственные дети видели их не только на уроках.

Фото Владимира Печенкина.





Loading...
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.