http://www.teleport2001.ru/amurskaya-zemlya-i-lyudi/2015-05-14/63468-socialnyy-pedagog-natalya-pivovarova-o-nedetskih-problemah-shkolnikov-chastnoy-territorii-i-deficite.html

Социальный педагог Наталья Пивоварова - о недетских проблемах школьников, «частной территории» и дефиците кадров

Поделиться новостью:

14 мая 2015 в 11:40

Легко ли быть ребенком?.. Социальный педагог из Чигирей с 15-летним стажем с уверенностью может сказать: нет. Наталья Пивоварова, почетный работник общего образования РФ, за годы своей работы видела немало горя в детских глазах, и, пропуская через себя чужие беды, не раз была готова навсегда уйти из этой профессии. Но как оставить сотни ребятишек, которым в любой момент может понадобиться помощь, которых приходится защищать не только от близких людей, но и от самих себя?..

Чигиринская школа для Натальи Пивоваровой - второй дом. Здесь она училась с четвертого класса, здесь получила аттестат зрелости, а после окончания педагогического института вновь вернулась в родные стены - уже в качестве учителя. В 2000 году, согласно приказу директора, после прохождения переподготовки Наталья Анатольевна была назначена на должность социального педагога. Так под ее крыло попали сотни сельских ребятишек - каждый со своей судьбой, порой весьма нелегкой.

Сегодня в Чигиринской школе занимаются более 900 учеников всех возрастов. Работать социальному педагогу приходится со всеми категориями, в том числе многодетными, неполными, малообеспеченными, неблагополучными семьями, а также детьми-инвалидами, опекаемыми и входящими в группу риска. Ребята, которым требуется помощь социального педагога, есть в каждой возрастной группе, но из года в год работать становится все сложнее, ведь результат во многом зависит от готовности родителей ученика идти навстречу, а это происходит далеко не всегда.

- Чигири планомерно разрастаются, появляются новые семьи, с которыми достаточно тяжело работать, - говорит Наталья Пивоварова. - Это объяснимо, ведь приезжие люди не знают наших школьных традиций и требований. Сельская школа, между тем, отличается от городской: здесь все на виду, и взаимоотношения педагогов с семьями более тесные. По крайней мере, в дома местных жителей, выросших здесь, я могу зайти без предупреждения, чтобы оценить обстановку психологического комфорта школьника, а вот новоселы не привыкли пускать на порог незваных гостей. 

Навещать семьи, находящиеся под особым контролем социального педагога, - одна из основных обязанностей Натальи Пивоваровой. Ведь такой специалист не ждет, когда к нему обратятся за помощью - в этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей. Впрочем, визиты даже к «своим» селянам далеко не всегда бывают безопасными. Так, случается, что социальный педагог приходит во время бурного застолья в семье, и от разгоряченных напитками родителей можно в такие моменты ожидать все, что угодно. Это прекрасно понимают и дети, на глазах которых разворачиваются нелицеприятные сцены: в один из таких патронажей педагогу не удалось даже войти в дом - ее «подшефный», который учился тогда в 8 или 9 классе, буквально вытолкал учительницу на улицу. Грубость ребенка оказалась во спасение в доме «отдыхал» вернувшийся из тюрьмы родственник, и только одному богу известно, от чего в тот день отвела Наталью Пивоварову судьба.

С тех пор педагог навещает сельские семьи только в сопровождении классного руководителя или сотрудника полиции, хотя даже присутствие человека в форме не гарантирует бесконфликтность ситуаций. Попасть домой к селянам и узнать, в каких условиях воспитывается ребенок, в сопровождении представителей закона тоже удается не всегда - селяне не идут на контакт, оперируя выученным словосочетанием «частная территория». И уж, конечно, такие люди не приходят по вызову в школу. Раньше такой закрытости, отмечает Наталья Пивоварова, не было.

Вместе - сильнее

Неблагополучные семьи - проблема всего общества, но в большей степени, конечно же, страдают именно дети. На их долю выпадают самые тяжкие испытания. К счастью, случаев насилия над детьми на территории Чигиринского сельсовета нет, но Наталья Анатольевна уверена, что аморальный образ жизни родителей - это тоже форма насилия над ребенком.

- Представьте: зима, ребенок приходит со школы домой, а взрослые уже что-то хорошо отметили и спят, и ему нужно взять саночки и самому сходить в лес за дровами, потому что печь не натоплена, а дров дома нет, - говорит социальный педагог. - Потом согреть чай, разбудить родителей, которые, проснувшись, опять продолжают застолье. Разве это - не насилие над ребенком?.. Для таких детей школа становится единственной отдушиной, и они приходят сюда не столько учиться, сколько отдыхать от домашних проблем.

Лишение родительских прав порой кажется самым действенным выходом из ситуации, но это - крайний шаг, на который можно решиться, если ребенку в семье угрожает реальная опасность. Да и не всегда взрослые, потерявшие статус родителей, извлекают из этого урок. Дети, в свою очередь, со временем обо всем забывают и, достигнув совершеннолетия, возвращаются к своим близким. Просто потому, что они не умеют жить по-другому, у них нет опыта других отношений, уверена Наталья Пивоварова. По этой же причине выросшие дети, как правило, идут по стопам своих родителей, хотя когда-то с жаром зарекались поддаться хоть одному взрослому пороку... 

Бывает, что разрешение проблем в семье возможно при обращении к психологу. Часто его помощь требуется в сложных ситуациях, которые день за днем рушат мир ребенка - например, при разводе родителей. Штатного психолога в Чигиринской школе нет, поэтому семьи перенаправляют в центр социальной поддержки «Доброта», с которым тесно сотрудничает учебное заведение. Обычно социальный педагог просит родителей говорить о результатах посещения психолога, чтобы было легче координировать работу с ребенком. Жаль, но не все родители считают нужным делиться итогом похода к специалисту со школьным работником.

Отрадно, что к проблемам подрастающего поколения не остаются равнодушными односельчане, бывшие выпускники Чигиринской школы. Они помогают детям из неблагополучных семей одеждой, обувью, предметами первой необходимости. В кабинете социального педагога такого добра - полный шкаф, и обуть ребенка в новые ботинки взамен прохудившихся не составляет особого труда. Эту функцию, возложенную изначально на родителей, тоже взяла на себя школа.

За 15 лет работы Наталья Пивоварова видела немало детского горя, отчаяния и обид. Все это тяжким грузом лежит на сердце, и периодически она срывалась и была готова навсегда попрощаться с профессией социального педагога, даже увольнялась из школы и уходила работать в органы опеки. Но вернулась обратно, не сумев оставить сотни ребят, ведь ни для кого не секрет, что сельские школы испытывают настоящий дефицит кадров. Парадоксально, но на фоне растущих проблем, ухудшения социальных условий в семьях и прочих неурядиц продолжаются сокрашения социальных педагогов и школьных психологов. Пожалуй, уже пора бить в колокола и поднимать эту проблему на федеральном уровне, считает Наталья Анатольевна.

...А пока, чтобы осадок на душе был меньше, социальный педагог из Чигирей увлекла себя творчеством и начала вести театральный кружок, в котором занимаются талантливые дети. Ведь школа - это не только уроки и домашние задания, но и досуг, которого многим так не хватает. Пусть у ребят остаются только светлые воспоминания о школьных годах и педагогах, которые крепкой стеной стоят на защите детства.

 





Loading...
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.