О планируемом снижении тарифов на электроэнергию в Приамурье и льготных авиаперевозках

Анатолий Голомолзин
заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России)

Программа газификации в Амурской области грозит загнать потребителей голубого топлива в нескромные долги - сегодня стоимость подключения к газопроводу по факту обходится россиянам в полмиллиона рублей. О том, будут ли приняты какие-либо меры поддержки населения в этом вопросе, а также о планируемом снижении тарифов на электроэнергию в Приамурье и льготных авиаперевозках мы узнали у заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Анатолия ГОЛОМОЛЗИНА - с рабочим визитом он посетил Благовещенск.

- Анатолий Николаевич, с приходом на Дальний Восток Газпрома мы все чаще слышим о грядущей газификации Амурской области. Как будет регулироваться стоимость голубого топлива?

- Поставки значительной части газа, в том числе поступающего в дальневосточные регионы, осуществляется на договорных условиях. Но газ для населения и социальных потребителей является подконтрольным, и регулирование его стоимости останется в обозримой перспективе. Сейчас перед нами стоит главный вопрос: какие меры предпринять для того, чтобы программа газификации для Приамурья была наиболее эффективной, ведь здесь имеет значение не только цена на газ, но и сумма, которую должен заплатить потребитель, чтобы присоединиться к газопроводу. Стоимость услуги очень высокая и является проблемой номер один в большинстве российских регионов.

- Какова цена вопроса?

- Продекларировано, что стоимость подключения к газопроводу не может превышать 50 тысяч рублей, но по факту составляет полмиллиона и даже больше. Неподъемная для простых потребителей сумма.

- То есть любой человек, который хочет, чтобы в его дом «пришло» голубое топливо, вынужден платить такие деньги?

- Да. Но сейчас мы разрабатываем программу изменений в законодательстве, которая сможет кардинальным образом изменить ситуацию. Это оптимизация работы и определенные меры поддержки, направленные на сведение платежей населения к нулю.

- А может ли случиться так, что стоимость голубого топлива окажется слишком высокой для потребителей и выгоднее все-таки будет пользоваться электроэнергией?

- Здесь нужно говорить не об электроэнергии, которая является продуктом сжигания, а о конкурирующих видах топлива: уголь, дрова, мазут. В равных условиях цена на газ не может кардинально отличаться от альтернативных видов топлива.  

- Анатолий Николаевич, амурчане ждут, когда же произойдет обещанное президентом выравнивание тарифов на электроэнергию...

- Законопроект о выравнивании тарифов на Дальнем Востоке, подготовленный Федеральной антимонопольной службой России, сейчас находится на обсуждении, и уже к лету появится определенность. Есть соответствующее поручение президента и значимый «союзник» - Юрий Трутнев, поэтому движение в данном направлении идет в хорошем темпе. Если энерготарифы на Дальнем Востоке и в других российских регионах сравняются, это даст одинаковые стартовые условия и для населения, и для организаций.

Вопрос на самом деле непростой, идут дискуссии, и некоторые ведомства считают, что не электроэнергия является сдерживающим фактором для Дальнего Востока. Приводят в пример Сингапур, в котором электроэнергия стоит в разы дороже, но это не мешает республике активно развиваться.

- В нашем регионе предполагается снижение энерготарифов на 5 процентов, причем произойти это должно постепенно, в течение 2-3 лет, если верить источникам. Но только в 2016 году инфляция, согласно прогнозам, составит 6,5 процента. Так стоит ли овчина выделки?

- Вы говорите о разных вещах. Стоимость может прийти к одной базе, а потом продолжать меняться в зависимости от темпов инфляции.

- В целом есть ли у антимонопольной службы претензии к амурским монополистам?

- Наиболее актуальным в Приамурье остается рассмотрение дел электроэнергетиков. Они находятся в числе лидеров по числу допускаемых нарушений. Есть целый ряд проблем и в жилищно-коммунальной сфере, в том числе с вывозом мусора.

- В сезон отпусков и каникул актуальным становится вопрос льготных авиаперелетов. Как меняется их стоимость на фоне всеобщего подорожания?

- Продолжает действовать целый комплекс мер поддержки незащищенных слоев населения: школьников и пенсионеров. Действуют программы субсидирования дальневосточных регионов, региональные и специальные программы поддержки авиаперевозок в направлении Крымского федерального округа. Надо отметить, что за последние пару лет объем авиаперелетов в России вырос.

Стоимость билета складывается из множества факторов, но одни из определяющих - сезонность и условия конкуренции. Мы проанализировали статистику более 3600 авианаправлений. Появление конкурентов удешевляет билеты до на 30%. Колебания стоимости авиаперевозок мы наблюдаем регулярно, но при этом меняется и размер субсидий. Каждый год средств на эти цели выделяется чуть больше, чем в предыдущий. Это сознательная линия государства, нацеленная на рост тарифов. За счет растущих из года в год субсидий повышение стоимости авиабилетов ощущается не так явно. Поэтому можем сказать, что и в следующем году резкого подорожания льготных билетов не будет. Правительство нацелено на то, чтобы в России продолжался рост авиаперевозок, а для этого нельзя совершать резких движений.

Фото: aspomnit.fas.gov.ru.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости