Процедура оформления автодорожных происшествий по европротоколу набирает популярность

Процедура оформления автодорожных происшествий по европротоколу набирает популярность у амурчан у российских автовладельцев. По данным Российского союза автостраховщиков, прирост количества заявок по страховым выплатам в части упрощенной процедуры оформления ДТП  в 2014 году составил 67,2%.

Авария «по-упрощенке»

Однако амурские водители все же относятся к европротоколу с осторожностью. Страховщики связывают это с невозможностью самостоятельно оценить ущерб, с недостаточным владением информацией по правильному заполнению документов, а также случаями мошенничества с поддельными полисами ОСАГО.  Ошибки влекут денежные издержки. Поэтому амурчане чаще стараются прибегать к помощи сотрудников ГИБДД. В качестве правовой альтернативы привлекают службу аварийных комиссаров.

Напомним, упрощенная процедура оформления ДТП  применяется отечественными автомобилистами с 2009 года. Все юридические действия осуществляются между участниками аварии и страховыми компаниями. Основное требование закона: в происшествии задействованы только два автомобиля, ущерб ограничивается  исключительно повреждениями машин (без травмирования водителей, пассажиров, пешеходов).

Главная идея европротокола в целом понятна всем - водители не ждут сотрудников ГИБДД, сами оперативно заполняют документы на месте и разъезжаются.  Однако с этого момента и начинаются различные недоразумения и ошибки.

Ошибка N 1: отсутствует бланк «Извещение о ДТП»

Это основной документ, который заполняется на месте аварии участниками. Бланк идет в комплекте с буклетом «Правила ОСАГО». Страховщики не всегда выдают его клиентам.  Другие бумаги страховая компания к сведению не примет.  Поэтому при получении полиса ОСАГО владелец транспортного средства должен потребовать дать ему такой бланк (в том числе дополнительные экземпляры).  Кстати, документ можно ксерокопировать про запас и всегда возить с собой вместе с водительскими правами, свидетельством о регистрации и страховым полисом.

Ошибка N 2: неверная оценка ущерба

При столкновении автомобилей водители не всегда способны на глаз определить, насколько пострадала техника. Царапина, трещина, вмятина… Под ними могут оказаться скрытые дефекты, которые впоследствии обнаружат автомеханики. В итоге заявленная сумма ущерба может оказаться ниже реальной стоимости ремонта в разы.  И даже 50 тысяч рублей ОСАГО не хватит для покрытия убытков.

- Поэтому автомобилисты нередко прибегают к помощи службы аварийных комиссаров, - говорит юрист Светлана Соболева. - Специалисты проводят детальный осмотр места происшествия и транспортного средства, помогают правильно заполнить бланк, проверяют дату полиса ОСАГО. В отдельных случаях советуют все же вызвать сотрудников ГИБДД. Следует помнить, что оговоренную в извещении сумму ущерба нельзя оспорить в судебном порядке, она конечна.

Ошибка N 3: неправильно заполнен бланк «Извещение о ДТП»

«Безаварийным» водителям, равно как и «штрафникам», в обязательном порядке надо знать схему заполнения этого документа.  Будущих водителей сегодня обучают процедуре в автошколах (европротокол входит в теоретическую часть программы).  Автомобилисты со стажем могут познакомиться с подробной инструкцией, изучив методические рекомендации по упрощенному оформлению ДТП на сайте Российского союза автостраховщиков. Там же есть графические типовые схемы описания места аварии.  Каждый бланк содержит два листа (один самокопирующийся).  Участники ДТП, договорившись об ответственности сторон и определив сумму ущерба, заполняют лицевую часть документа. Сторону «А» - потерпевший, сторону «В» - виновник. Информация предоставляется полная - сведения о транспортном средстве, водителе и страховщике; характер и перечень видимых повреждений; обстоятельства ДТП; схема ДТП (направление движения машин, расположение авто в момент столкновения и остановки, дорожные знаки, светофоры, разметка). Обратную сторону бланков участники ДТП заполняют индивидуально - описывают свою версию обстоятельств происшествия. Важный момент - виновник обязан написать на своем экземпляре «с виной согласен, написано собственноручно».  Также не стоит забывать, что с 1 октября 2014 года страховая компания может потребовать предоставить «электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты местоположения технического средства контроля».

Ошибка N 4: несвоевременная передача бланков европротокола в страховую компанию, ремонт машины до истечения контрольного периода 

Пострадавшая сторона обязана передать документ (оба экземпляра извещения о ДТП) в течение пяти рабочих дней в свою страховую компанию.

- Ранее закон предусматривал передачу  бумаг каждым  участником аварии в свою страховую организацию. Обратиться к страхователям можно было в течение 15 дней с момента происшествия,- объясняет юрист Светлана Соболева.

Ремонт транспорта по-прежнему запрещен на протяжении 15 календарных дней.  Для обращения в автомастерскую до истечения этого срока требуется письменное разрешение страховой компании. Дело в том, что организация после получения извещения о компенсации от клиента вправе затребовать для осмотра и экспертизы автомобили обоих участников аварии в течение пяти календарных дней.  В настоящее время, в связи с изменениями в законодательстве, оснований для проверки не надо. Раньше экспертиза проводилась в случае несоответствий в бланке.

Ошибка N 5: поддельный полис ОСАГО

У виновника аварии может оказаться фальшивый полис. Каким образом он его приобрел - сознательно или попался «лжеброкерам», - для пострадавшей стороны несущественно. Выплату водитель в своей страховой компании в любом случае не получит.  Поэтому лучше, если подделка обнаружится на стадии оформления европротокола. На месте аварии проверить чистоту бланка ОСАГО можно по серии и номеру полиса на сайте РСА (смартфоны и планшеты с доступом в Интернет сейчас есть практически у каждого). Тогда можно будет пригласить сотрудников ГИБДД.  Севшего за руль без подлинного полиса ОСАГО автовладельца накажут административным штрафом - 800 рублей.  Пострадавшему придется взыскивать ущерб через суд.  Прибегнуть к помощи РСА и получить компенсационную выплату в случае с фальшивым полисом ОСАГО не получится. Исключение составляет лишь возмещение вреда здоровью, если в аварии пострадали люди.  Также из компенсационного фонда оплатят ущерб пострадавшей стороне, в случае банкротства одной или обеих страховых компаний.

Радужные перспективы

Пройдет еще пара лет, и практика европротокола станет повсеместной, говорят амурские юристы и аварийные комиссары. К тому времени водители четко усвоят правила оформления документов,  перестанут бояться отказов в выплатах, а страхователи не будут подозревать в каждом обратившемся мошенника. Благодаря действиям РСА и Правительства РФ, в 2016 году процедура европротокола станет еще прозрачнее и проще.  Залогом станет государственная автоматизированная информационная система «Эра-Глонасс». Проект стартовал 25 апреля 2013 года.  В конечном итоге с момента запуска телематической системы наблюдения все данные с видеорегистраторов будут передаваться на удаленный сервер. Сформированной базой данных смогут напрямую пользоваться страховые компании. К этому моменту автовладельцам придется в обязательном порядке оборудовать транспорт моделями, оснащенными GPS-модулем или двухсистемным ГЛОНАСС/GPS-приемником.  Система видеонаблюдения, в круглосуточном режиме записывающая координаты перемещения автомобиля, данные ускорения и торможения, дату и время, должна обеспечивать невозможность корректировки информации.  Все технические моменты должны быть улажены автовладельцами до 1 октября 2019, когда в силу вступит пункт 6 статьи 11.1 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В документе четко оговаривается, что, в случае оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции, страховщику должны быть предоставлены данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, зафиксированные с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости