Каково в Приамурье приходится инвалидам-колясочникам - на собственном опыте узнал корреспондент "Телепорта"

«Невыездные» - этот термин наиболее ярко характеризует образ жизни амурчан, вынужденных передвигаться в инвалидной коляске. Отправиться в путешествие любым транспортом для них сродни подвигу.

Вези меня, такси

Программа «Доступная среда», действующая на территории России, в Приамурье остается фактически нереализованной. Прийти к такому выводу позволил редакционный эксперимент. Журналист сел в инвалидную коляску и проехал по городу в сопровождении  фотокора.

Для чистоты эксперимента изначально решили доехать до центра города на такси.  После первых же звонков пассажирским перевозчикам выяснилось: автомобили повышенной вместимости на маршруте бывают не всегда. В багажник малолитражки инвалидная коляска, любезно предоставленная в прокат специалистами центра «Доброта», не вмещается. Нам предлагали перенести поездку на другой день или воспользоваться услугами социального такси.  Второй вариант нам не подходил по умолчанию, машина предоставляется управлением соцзащиты только по предварительной договоренности.  Запись на авто, оборудованное специальной подъемной платформой для маломобильных инвалидов, ведется на месяц вперед. Как правило, людей в первую очередь отвозят в медицинские и социальные учреждения, остальные нужды - парикмахерская, магазин, кинотеатр, спортивная секция - удовлетворяются по возможности.  Услуга бесплатная.  В итоге одна из фирм предоставила нам  классическую модель «Тойоты».  Оператор объяснила, что с инвалида возьмут деньги за проезд и за багаж (коляску) по общему тарифу. Отзывчивый водитель может помочь пересесть инвалиду из кресла в салон, но, по сути, делать это он не обязан. Поэтому без сопровождающего (желательно крепкого мужчины) не каждый инвалид справится с «акробатической»  задачей.  Экспериментаторам реализовать трюк не удалось - у фотокора не хватило сил перетащить корреспондента в салон, пришлось садиться в машину привычным для здорового человека способом.

Аэропорт: инвалид  летит в Москву

Из городского центра едем на окраину - в аэропорт. Приехали на парковку. Соблюдаем легенду. Коллега Юлия вместе с таксистом выгружают коляску. Изображая малоподвижность, карабкаюсь в кресло. Покатили.  Для того чтобы попасть на пешеходную дорожку, ведущую к зданию аэровокзала, приходится преодолеть парковочную площадку. По асфальту парковки движемся в бодром темпе.  Первое испытание - въезд на тротуар. Заезд пологий, коляска вполне вписывается по ширине, но  неровная кромка тротуарной плитки мешает. Дальнейшее движение по плиточной дорожке напоминает вибромассажер.  Впереди пешеходный переход через проезжую часть.  Съезд  на дорогу и заезд на тротуар с противоположной стороны также потребовал приложения физических сил добровольным перевозчикам. Добираемся до пандуса.  На пути попадается желоб для стока воды. В нем мы на время застреваем передними поворотными колесами. Кое-как выбираемся,  и я пытаюсь самостоятельно забраться на пандус. Несмотря на достаточно пологий подъем и наличие поручней на уровне груди сидящего человека, задача трудновыполнимая.  Взобраться в одиночку на коляске по пандусу способен лишь человек с мускулистыми  длинными руками,  обладающий быстрой реакцией.  Стоит опустить поручни, и  коляска по инерции катится вниз, набрать скорость заднего хода устройству не позволяла страховка Юлии. В противном случае я бы укатилась до первого препятствия и без травм не обошлось бы. Автоматические двери делают вход для инвалидов-колясочников беспрепятственным.  Рамку металлоискателя мне проходить не пришлось. Сотрудники аэровокзала убрали ограничительную ленту, спросив, нет ли металлических вещей и сумочки. Проезд по зданию на первом этаже свободный. Широкий вестибюль позволяет двигаться, не мешая людям даже в оживленные предрейсовые часы. Но...  На второй этаж, где находится кафе, подняться не получится. Равно как и спуститься в туалет в зале ожидания.  Крутые лестницы,  лифт не предусмотрен, так объяснили нам служащие. Однако санузел для инвалидов есть в посадочной зоне, туда пропускают при наличии билета. Попросить сделать для меня исключение мы не пытались.  Мы намеренно старались произвести впечатление растерянности, чтобы привлечь внимание персонала, но никто не подошел и не предложил помощь. На обратном пути из аэровокзала  колеса коляски вновь застряли в водосточном желобе.  На всем протяжении пути в этой зоне помощь нам предложил лишь один мужчина.  Итог путешествия - мозоли на руках от попыток самостоятельно крутить колеса инвалидной коляски.  С трудностями на подступах к аэровокзалу инвалид-колясочник с помощью сопровождающего худо-бедно справится. С чем же ему придется столкнуться при посадке, полете и приземлении?

- О том, что лететь предстоит колясочнику, надо предупредить еще на стадии покупки билетов, - рассказали в агентстве «Моисей».  - Обязательно предъявить справку МСЭК о наличии группы инвалидности, паспорт колясочника. При бронировании указать наличие сопровождающего, необходимость предоставления специального инвалидного кресла в полете. Инвалиду I группы и его сопровождающему положены льготные билеты туда-обратно.  Важно о покупке проездных документов позаботиться заранее. Количество льготных мест на рейсах авиакомпаний ограничено.  Так как не во всех аэропортах есть специальные посадочные галереи, инвалиду-колясочнику персонал обязан помочь подняться/спуститься по трапу, погрузиться в предрейсовый автобус.

Если учесть, что бортпроводники в самолетах в основном девушки, как этот процесс выглядит на практике, представить сложно. Возможно, привлекают технический персонал аэропорта или пилотов. В билетных кассах на вопрос, можно ли обойтись без сопровождающего, твердо намекнули - лучше не рисковать. И это верно.

- Моим знакомым как-то раз пришлось отправить родственника-колясочника в Москву на самолете без сопровождающих, - делится благовещенка Наталья. -  Вынудили профессиональные обстоятельства. В итоге здесь человека добрые люди посадили в самолет, в московском аэропорту его тоже встретили добрые люди. В противном случае он бы просто не полетел. Каково ему пришлось в салоне самолета, когда без посторонней помощи ни положение в кресле толком не переменить, ни санузел посетить, отдельная история.

Железнодорожный вокзал: частичная доступность

Стоянка для транспортных средств инвалидов на привокзальной площади оказалась свободной. Возможно, мы просто попали не в час пик.  Тем не менее колясочнику попасть на тротуар со стороны парковки будет затруднительно. Парапет расположен значительно выше уровня проезжей части. Съезд есть только возле здания вокзала в районе автобусной остановки. Он неудобный. Фотокор Юлия, как ни старалась, не смогла в одиночку меня поднять. Примечательно, ей на выручку буквально бросилась китаянка. Жестами объяснила желание помочь. Вдвоем они кое-как водрузили коляску на тротуар. В это время в двух шагах от «сражения» невозмутимо стоял зрелый мужчина, поедал мороженое и с интересом наблюдал за процессом. Мы решили, что, возможно, он тоже имеет ограничения по здоровью  (нельзя поднимать тяжести), потому и не вмешался. В историческое здание вокзала со стороны привокзальной площади попасть нельзя, только с перрона. Современный же корпус оснащен пандусом, на наш взгляд, условно преодолимым - при наличии у инвалида должной сноровки, так как спуск достаточно пологий, а поверхность у него не гладкая, обеспечивающая приемлемое сцепление с колесами. У входа путь преграждает дверь и порожек. Но…  Как только мы подрулили, навстречу вышел охранник. Служащий сноровисто открыл дверь, помог преодолеть препятствие и пропустил в кассовый зал, минуя рамку металлоискателя. 

- Для нас такие визиты не редкость. Есть соответствующие инструкции  на случай таких ситуаций. Поэтому всегда оказываем помощь, - объяснил представитель службы охраны железнодорожного вокзала.

В справочной службе вокзала журналистов проинформировали о Центре содействия дирекции железнодорожных вокзалов по организации обслуживания маломобильных пассажиров. Позвонив по круглосуточному бесплатному телефону 8-800-510-11-11, можно оставить заявку на оказание ситуационной помощи максимум за трое суток до момента поездки (но не позднее 24 часов).  Для путешествий маломобильных пассажиров существует  специальный вагон.  К сожалению, он включен не во все составы пассажирских поездов.  Билеты надо бронировать заранее.  В вагоне только двухместные купе. Технические параметры максимально приспособлены к нуждам колясочников.  Шире входные двери, есть  подъемник, нижнее  спальное место со спецкрепежами, перегородкой-ограничителем и подъемным механизмом, предусмотрена  кнопка вызова проводника (персонал обучен оказанию необходимой помощи, если инвалид путешествует без сопровождения), санузел оборудован спецприспособлениями. При покупке билета надо предоставить индивидуальную программу реабилитации, где прописана нуждаемость в техсредствах, справку МСЭК (только для бесплатного проезда к месту лечения).  Если спецвагона в составе поезда нет, то инвалиду-колясочнику предоставят обычные нижние полки в купе или плацкарте.  В любом случае при покупке билета можно составить заявку на оказание бесплатных услуг. И тогда персонал оказывает помощь при посадке-высадке, встречает у платформы, доставляет до стоянки такси и так далее.

Автовокзал: вне зоны доступа

Подступы к зданию и посадочным платформам нам показались неприступными. Со всех сторон по периметру надо преодолевать подъем на тротуар. Потом миновать территорию магазинов и уличных торговцев. Единственный плюс - на этом участке маршрута мы повстречали максимум добровольных помощников. Все началось с момента парковки у остановки городских автобусов. Наша машина остановилась в отдалении,  фотокор с таксистом поставили коляску на тротуар, и тут мы осознали: легенду о малоподвижности придется нарушить. Незаметно пересесть из салона в кресло журналисту не удастся. К всеобщей неожиданности, рядом остановился джип, из него выскочил молодой парень и поспешил к нам.

- Я помогу, вы только скажите, как правильно поддержать - за руки или талию, - обратился он за советом к моим спутникам. Признаться, так быстро и аккуратно экспериментатора ни разу в жизни не перемещали с места на место (даже в больнице после операции). Завершив посадочный процесс, помощник так же стремительно ретировался. Дружное «спасибо» мы уже кричали ему вслед. До здания автовокзала добрались по выщербленному дорожному покрытию. На платформу забирались по мини-пандусу (почти вертикальному), аналогичных сооружений по периметру насчитали пять. Внутрь заезжали через металлопластиковую дверь, минуя порожек. Проход, без каких-либо просьб,  держали открытым потенциальные пассажиры рейсовых автобусов. Первый этаж здания автотерминала просторный. Есть кафе и торговые лавки. К аптечному пункту на коляске не подобраться, мешает перегородка.

- Специальных автобусов для инвалидов у перевозчиков нет, - рассказала дежурная справочного бюро. - Путешествовать придется на общих основаниях на местах, предназначенных для инвалидов и пассажиров с детьми, расположенных в передней части салона. Коляску надо сдать в багаж. Персонал автовокзала окажет помощь при посадке.

Исследование санитарно-гигиенических удобств показало - самостоятельно инвалид ими не воспользуется. В зале ожидания санузел закрыт на «вечный» ремонт. Об этом в один голос твердили пассажиры. Платный туалет на территории недоступен по умолчанию - кабинки оборудованы высоким помостом и ступенькой. На автовокзале нас чуть было не рассекретил молодой врач-хирург, как он сам представился. Он же и просветил  насчет правильного управления инвалидной коляской. Оказывается, заезжать на пандус и вообще преодолевать препятствия легче спиной вперед. Медик наглядно продемонстрировал процесс, передав во временное хранение фотокору недоеденное мороженое. Его активный интерес к недугу молодой женщины заставил нас выдумывать на ходу историю о несуществующей недавней травме. «Таз? - констатировал хирург, - не переживайте - срастется».

Таможня дает «добро» - частично

Путь к таможенному терминалу тернист и начинается у шлагбаума. Его открывают для автомобилей, но и нам удалось проскользнуть. Тротуар тоже преодолим - есть заезд и спуск. Самое интересное начинается на железнодорожных путях, преграждающих дорогу к территории таможенного терминала.  На переезде нет настила для беспрепятственного проезда на инвалидной коляске. Колеса нашего транспорта постоянно застревали на рельсах. При виде ступенек, ведущих к пассажирскому терминалу, мы решили: пора впадать в отчаяние. Пандуса нет, а карабкаться через десяток мелких подъемов уже не было сил. И тут снова удача. Навстречу вышел сотрудник пассажирского порта.

- Что случилось? Какие-то проблемы? Вас подвезти?

-  Вот, хотели посетить Китай, чтобы здоровье поправить. Видно, ничего не получится. Такой подъем непреодолим для колясочника.

Опасения оказались напрасны. Выяснилось, маломобильным пассажирам при покупке билета надо сообщить служащим речного вокзала, что требуется помощь. Попасть на посадочную площадку, минуя терминал, можно прямо из здания билетных касс. Оказывать посильную помощь инвалиду-колясочнику обязаны дежурный диспетчер и команда речного судна. Человека буквально отнесут на борт и так же высадят на противоположном берегу.

К сожалению, такие тонкости практически неизвестны большинству потенциальных клиентов. Соответствующие знаки, указывающие путь следования колясочнику, малопонятны - куда идти, где спускаться?

- Недавно пришлось переправлять в Китай друзей, один из которых колясочник, - поделился благовещенец Сергей. - Мы нигде не нашли прямых указаний на возможное содействие персонала. Все люди в форме, к которым мы обращались, разводили руками. В итоге сами кое-как спустились на посадочную платформу, а там уже нам помогли речники.

Аптека: вертикальный подъем

Пандусы, оборудованные на крыльце большинства фармацевтических пунктов, представляют собой плоскость для гонок по вертикали. Уклон сооружения не просто не соответствует предусмотренным законом 12 градусам. Практически везде угол наклона составляет 45 градусов и выше. Мои попытки самостоятельно подняться в коляске в одну из аптек по улице Мухина со стороны напоминали рискованный аттракцион. Как только передние колеса заехали на поверхность, коляска угрожающе накренилась в обратную сторону. Тем не менее часть фармакопейных лавок оснащена кнопкой вызова персонала. Проверка показала - действующими. При необходимости аптекарь выйдет к инвалиду, выслушает его просьбу и выдаст медикаменты прямо на улице. На вопрос, почему поставили такой устрашающий пандус, в одной фармацевтической лавке нам ответили: «Приходили из прокуратуры, сказали, надо сделать. Если через месяц не выполним рекомендацию, штраф. На вопрос, как правильно обустроить пандус, сказали, как хотите, лишь бы он был».

Торговый центр: за покупками

Создалось впечатление, что наиболее доступная среда для маломобильных людей создана исключительно в современных торговых центрах. Единственный минус - подступы к ним, как правило, перекрыты автомобилями. Экспериментальной площадкой мы выбрали торговый центр на ул. Мухина. Пологий заезд на тротуар, автоматические двери (без порога), свободные проходы во всех торговых отделах, беспрепятственный проезд в гардероб и санузел… Претензии можно предъявить только к эвалатору и пандусу на проходе в зону фуд-корта. Самостоятельный спуск и подъем посредством того и другого исключен. Крутой угол наклона - выше 45 градусов. К тому же при спуске на эвалаторе требуется мужская помощь. Фотокор Юлия не рискнула удерживать коляску со мной даже с застопоренными колесами (техсредство оборудовано механическими ограничителями). В итоге у эвалатора мы простояли 10 минут - ждали, что прохожие предложат помощь. Люди равнодушно проходили мимо. Один парень совсем уж было собрался нам на выручку, но его одернула девушка - ей срочно потребовалось его мнение при покупке. Пришлось искать «добровольно-принудительных» помощников. «Жертвой» стал крепкий мужчина, не сумевший нам отказать и шутивший во время спуска примерно так: «Приготовиться... отпускаю.. страйк!»

На обратном пути в редакцию журналист с фотокором насчитали больше двух десятков мест, куда инвалидам путь заказан. Практически все учреждения и организации снабжены пандусами для проформы - подъемы оборудованы вразрез с требованиями СанПина. Тротуары есть только на центральных оживленных улицах. На остальных участках пути дорогу преграждают ухабы, ямы, непросыхающие лужи и прочие препятствия.

И такая ситуация не только в городах Приамурья.  Инвалидам-колясочникам заказаны прогулки и посещение общественных мест и в других городах России. 

- С инфраструктурой для инвалидов как у нас?)) Аха-ха-ха, так же, как и в остальной нашей стране - никак), - пишет «В Контакте» Сергей из Мурманска. - Есть, конечно, пандусы, где-то в государственных учреждениях, но очень-очень мало... У нас практически невозможно увидеть на улице человека в инвалидной коляске, не потому что их нет,  а потому что ничего для них не сделано... Тут из дома бы выйти!

Вот так люди, использующие инвалидную коляску, незрячие или  слабослышащие, постоянно испытывают проблемы с доступной жизненной средой.   Мы редко видим их на улице, в театрах, магазинах, потому что ежедневно каждый из них, выйдя на улицу, сталкивается с агрессивным городским пространством.  Подавляющее большинство объектов  инфраструктуры совершенно не приспособлено к их насущным нуждам. Нет нормальных пандусов, подъемников, грузовых лифтов,  голосового оповещения на светофорах у переходов и в транспорте, повсеместно отсутствуют титры в помощь слабослышащим. При этом разработанная государственная программа «Доступная среда» содержит все необходимые методологические рекомендации по обустройству вышеперечисленного. Информация размещена на сайте zhit-vmeste.ru

***

Автор статьи и фотокор благодарят всех невольных участников эксперимента. Особая благодарность таксисту Татьяне, гостье из Китая, врачу-хирургу и молодому человеку на джипе за отзывчивость.

Редакция продолжает изучение вопроса о создании в области доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи направлены официальные запросы в контролирующие службы области. Продолжение темы в следующих номерах.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости