http://www.teleport2001.ru/news/2015-11-11/71391-amurskih-medikov-obuchayut-na-zhivyh-manekenah-i-programmiruemyh-robotah-simulyatorah.html

Амурских медиков обучают на «живых» манекенах и программируемых роботах-симуляторах

Поделиться новостью:

11 ноября 2015 в 15:58

Пациенты амурских клиник теперь могут спокойно доверять свою жизнь и здоровье молодым врачам. В медицину приходят специалисты, подготовленные на инновационном оборудовании - «живых» манекенах и программируемых роботах-симуляторах. Предполагается, что виртуальные технологии обучения помогут снизить смертность от неумелых действий неопытных врачей и повысить качество медпомощи на всех этапах лечения.

Преемственность с апгрейдом

Будущих врачей сегодня обучают в симуляционно-аттестационом (фантомном) центре Амурской ГМА. Он появился на базе Центра практических умений в прошлом году. Не по прихоти руководства и педагогов академии, а во исполнение государственной целевой программы. На ее реализацию из федеральной казны были выделены многомиллионные ассигнования.

Теперь студенты-медики оттачивают свои практические навыки «без риска» для жизни настоящих больных. Всевозможные врачебные ошибки они совершат в процессе обучения на реалистичных человекоподобных тренажерах.

Метод проб и ошибок, когда навыки оказания медицинской помощи отрабатывались на больных людях, навсегда ушел в прошлое. Современные технологии позволяют сделать процесс освоения профессии (повышения квалификации) максимально приближенным к реальным условиям. В связи с чем симуляционные центры медицинских вузов оснащают муляжами, полнорослыми манекенами (частично способными обеспечить перечень диагностических и лечебных манипуляций).  А еще «биороботами», способными имитировать физиологические реакции живого человека. «Фантомы» плачут, задыхаются, изменяют цвет кожи, частоту пульса, дыхания, у них меняется давление, случаются судороги и так далее. Им можно вводить внутривенно лекарства и видеть ответную реакцию, проводить искусственную вентиляцию легких, ставить катетеры. Роботы-симуляторы даже разговаривать умеют. Неспособны только ходить и бегать.

На приобретение высокопрофессиональных гаджетов Амурской медакадемии выделили из государственной казны примерно 36 млн рублей.

Как это работает

Разумеется, ни один из роботов-симуляторов последнего поколения, несмотря на наличие «искусственного» интеллекта, не способен работать без опытного оператора и преподавателя-тренера. При всей своей иллюзорной реалистичности, это программируемые машины, начиненные электроникой. Они связаны по беспроводной сети с компьютером, и за их реакциями следит оператор. Он же разговаривает за них при необходимости.

В симуляционном центре мед-академии оборудованы детская и взрослая реанимации, родильный и неонатологический залы, кабинет лапароскопических операций, отделение медицины катастроф (в его создании и оборудовании принимали участие студенты с привлечением средств выигранного гранта).

- В симуляционных залах центра есть все необходимые системы жизнеобеспечения: дефибриллятор, аппарат искусственной вентиляции легких, стойки для капельниц, шприцевые дозаторы, инструменты для проведения анестезии и реанимационных мероприятий, - рассказывает руководитель симуляционно-аттестационного центра Сергей Ходус.  - Их можно подключать к роботам-симуляторам, наблюдая реакции, присущие живым пациентам. В отдельном зале есть лапароскопические манипуляторы, чтобы имитировать закрытые хирургические вмешательства.

К примеру, на одном из тренажеров студентам предлагается с помощью манипуляторов завязать шнурки, помещенные в закрытую емкость с прорезями для механических «рук». За процессом надо следить на мониторе, как и во время проведения реальной операции. Другой тренажер более технологичен. Здесь в интерактивном режиме студенты проводят операции по удалению того или иного органа с помощью виртуальных манипуляторов.

Тренинги по уходу за «больными», их реанимации и лечению начинаются с  брифинга. Студентов знакомят с ситуационным заданием, обсуждают последовательность его выполнения. Затем обучающиеся заходят в кабинет, оборудованный, как реальная палата или лаборатория. Эта комната соединена прозрачной перегородкой  с операторской.  Преподаватель следит за действиями студентов непосредственно через стекло, а также посредством видеокамеры - изображение транслируется на экран компьютера в операторской.

- Во время тренинга преподаватель может изменять состояние «пациента»  по беспроводной сети, - говорит Сергей Ходус. - В зависимости от правильности действий студента оно может улучшиться или ухудшиться. Грубые ошибки  приводят к «смерти» «пациента». 

Подробный анализ тренинга по его завершении происходит на разборе полетов.

-  Во-первых, это нужно для того, чтобы студенты поняли свои ошибки. Во-вторых,  даже при верном выполнении задания его обсуждение необходимо, - объясняет Сергей Ходус. -  Студент может задать вопросы, появившиеся во время тренинга.  Рассказать об ощущениях и переживаниях.  Преподаватели,  в свою очередь, дают необходимые разъяснения и уточнения.

Зачем это нужно

Модернизация медицинских вузов напрямую связана с внедрением принципиально новой системы непрерывного образования медицинских работников. В частности, предусматривается несколько этапов аккредитации.

- В этом году пройдет первичная аккредитация выпускников медицинских вузов, обучавшихся пять лет. Это стоматологи и фармацевты. Лечебному и педиатрическому факультетам подобная процедура предстоит по окончании шестого курса, - рассказывает Сергей Ходус. - Старая схема предусматривала получение студентом диплома, затем прохождение интернатуры (первичной последипломной специализации) и выдачу квалификационного сертификата. Сейчас выпускник академии получает диплом и проходит первичную аккредитацию. По ее итогам ему дают допуск к медицинской деятельности. Затем ему предстоит ординатура (получение специализации), и только после этого - первичная аккредитация специалиста. Впоследствии - по мере необходимости - компетентностная аккредитация (допуск к различным видам медицинской деятельности, приобретение новых навыков и умений). Также предстоит реаккредитация каждые пять лет (продление лицензии на базе федеральных аттестационных центров).

Сегодня к медицинскому обслуживанию предъявляются принципиально новые стандарты и требования.

- Наши специалисты должны стать конкурентными не только на внутреннем рынке оказания медицинской помощи, но и получить возможность трудоустройства в зарубежных клиниках, - объясняет Сергей Ходус. - В настоящее время им все еще требуется подтверждение диплома в одном из вузов принимающей страны.

Экзамен на профессионализм

На базе центра помимо тренингов студенты-выпускники и врачи, повышающие квалификацию,  сдают объективный структурированный клинический экзамен (в будущем единый медицинский экзамен). Для этого и нужен полный комплект роботов-симуляторов. В настоящее время центр уже располагает «роженицей», «новорожденным и недоношенным детьми», «взрослым пациентом». В этой линейке не хватало «фантома» «пятилетнего ребенка». На его покупку предполагают потратить более 4 млн рублей. (Стоит отметить, что высокотехнологичных роботов выпускают не только за рубежом, но и в России. По своим функциям они нисколько не уступают импортным образцам.) Помимо этого, необходимо дальнейшее пополнение парка узкоспециализированных симуляторов для освоения базовых и общеврачебных навыков. К примеру, робота-симулятора для обучения навыкам расширенной сердечно-легочной реанимации и тренажера для обучения оказанию врачебной помощи при травмах, пункциям и дренированию грудной клетки, интубации. На эти цели планируют потратить чуть больше 3 млн рублей.

Алгоритм экзамена (по данной методике оцениваются выпускники вузов всех развитых стран) во многом идентичен схеме тренинга. Задается программа роботу-симулятору. Она сложнее, чем на обычном практическом занятии. В соответствии с предложенной клинической ситуацией робот-пациент выдает все диагностические признаки. К примеру, реакцию зрачков на свет, сердечный ритм, падение давления, одышку и так далее.

- За действиями испытуемого следит экзаменатор, находящийся в операторской за монитором. Он видит и слышит все нюансы, происходящие в «операционной», «родильном зале» или «реанимации», - объясняет Сергей Ходус. -  Помимо этого, все манипуляции и решения экзаменуемого фиксируются в памяти робота-симулятора и оцениваются им. Одновременно идет видеозапись в режиме on-line. Таким образом исключается возможная необъективность итоговой оценки. Если испытуемый не согласится с результатами экзамена, он вправе передать видеозапись экспертам. Ролики хранятся в течение нескольких лет.

 





Loading...
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.