http://www.teleport2001.ru/news/2015-11-12/71411-po-dostupnosti-obektov-socialnoy-infrastruktury-dlya-invalidov-priamure-okazalos-pochti-na-poslednem.html

По доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов Приамурье оказалось почти на последнем месте

Поделиться новостью:

12 ноября 2015 в 09:34

Доступность объектов социальной инфраструктуры для инвалидов в России недавно стала объектом исследования Центра информационных коммуникаций «Рейтинг» и Всероссийской общественной организации «Союз добровольцев России».  По результатам мониторинга был составлен национальный рейтинг, в котором Приамурью отводится 82 место среди 85 обследованных регионов.

Оценка - два балла

Координаторы национального рейтинга для оценки доступности городской и сельской инфраструктуры для маломобильных людей выбрали социально значимые и административные объекты. В том числе отделения Пенсионного фонда РФ, управления соцзащиты населения, аптеки, банки, магазины, кинотеатры, здания мэрий, парковочные места.  В качестве критериев эксперты выбрали пандусы для инвалидов-колясочников, тактильную плитку и желтые круги на входных дверях общественных объектов для инвалидов по зрению, звуковые сигналы светофоров для инвалидов с нарушением слуха.

Оценки выставлялись по десятибалльной шкале. По итогам мониторинга регионы разделили на три группы. В первый сегмент вошли субъекты, набравшие пять и более баллов. На Дальнем Востоке  это Приморский (14 место) и Хабаровский (18 место) края. Во второй группе - «середнячки», получившие 3-4,9 балла. В том числе Сахалинская область (31 место), Камчатский край (32 место), Магаданская область (39 место), Еврейская АО (56 место). Амурская область попала в третью группу «отстающих», набрав всего два балла. Если верить экспертам, в Дальневосточном регионе хуже, чем у нас, дела обстоят в Чукотском АО (84 место и всего 1 балл). В наших краях «…инфраструктура «Доступной среды» носит не системный характер и представляет собой отдельные объекты, построенные в независимости друг от друга. Объекты эти имеют единичный характер и не соединены единой концепцией городской инфраструктуры…», отмечают составители национального рейтинга.

Без меня меня женили

Проводя мониторинг, координаторы проекта «Национальный рейтинг» привлекли в качестве консультантов представителей 116 общественных организаций инвалидов. На сайте проекта эксперты заявили, что «…добровольцы прошли подготовку, получив необходимые знания в области юриспруденции, градостроительной архитектуры, строительных ГОСТов, обязательных к исполнению…»

В связи с этим остается неясным, почему в проводимом исследовании не принимали участие лидеры областных общественных организаций инвалидов, представители регионального экспертного сообщества, гражданские активисты, а также сотрудники официальных ведомств (Минтруда, Минсоцзащиты и так далее).

- Лично меня никто не ставил в известность о проводимом исследовании, никаких уведомлений или приглашений в адрес нашего объединения не поступало, - говорит председатель амурской общественной организации граждан-инвалидов «Преодоление» Марина Гайдай. - Считаю, что составители рейтинга проявили предвзятость или располагали неверными сведениями о реальном положении вещей в нашей области. В последнее время и государственные, и частные структуры вносят ощутимый вклад в программу «Доступная среда», чтобы социальные, медицинские, развлекательные и другие объекты стали более приспособленными для наших нужд. Конечно, много еще предстоит переоборудовать под потребности маломобильных амурчан. На мой взгляд, в области катастрофически не хватает спецтранспорта (одно социальное такси на город  - это крайне мало). Жизненно необходимо реконструировать автобусные остановки и съезды с тротуаров на проезжую часть дорог. Приобрести низкопольные автобусы и троллейбусы. Тем не менее отведенное нам 82 место в рейтинге  - это очень несправедливая оценка.

С мнением коллеги-общественницы согласны и лидеры других объединений инвалидов области. Никого из них также не приглашали поучаствовать в составлении рейтинга.  Поэтому, по их общему мнению, 82  место в рейтинге не иначе как взяли с потолка.

Как следует из ответа министерства социальной защиты населения Амурской области на запрос редакции, «национальные» эксперты не присылали соответствующего приглашения и специалистам соцзащиты. Также не запрашивались какие-либо документы, касающиеся реализации государственной программы «Доступная среда» на территории Приамурья.

Одним словом, не ясно, какие объекты были выбраны для оценки и кто их обследовал.

Координатор против…

В ответе на официальный запрос редакции министр социальной защиты населения Юлия Рябинина назвала оценку добровольных экспертов «Национального рейтинга» о доступности среды для инвалидов в области необъективной и явно заниженной. В министерстве,  координирующем подпрограмму «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов в Амурской области», категорически не согласны ни с критериями отбора объектов обследования, ни с методами работы «национальных» экспертов.

И вот по каким причинам. Во-первых, руководители проекта не учли численность населения региона, количество проживающих на территории инвалидов, а также дотационную составляющую бюджета области (и это касается не только нашего субъекта).  Все вышеперечисленное, по мнению министра соцзащиты области, напрямую влияет на результаты рейтинга. «…Оценка доступности должна проходить комплексно: наличие желтого круга на двери не означает, что данный объект внутри доступен для слабовидящих людей - так же, как и наличие парковочного места для инвалида не означает, что он, выйдя из машины, может свободно передвигаться к какому-либо объекту. Обустройство объекта пандусом без устранения препятствий внутри объекта тоже делает предоставление услуги инвалиду невозможным…» - комментирует глава министерства.

Затратный процесс

Проблема создания доступной среды для маломобильных людей должна решаться комплексно. Особенно учитывая, что изначально вся инфраструктура в области строилась без учета их нужд и требований. Большинство ведомственных зданий, общественно-культурных учреждений, жилых домов были возведены в прошлом веке. Их проектировали, не ориентируясь на потребности инвалидов-колясочников, а о тактильной плитке, звуковых сигналах и видеоинформаторах вообще никто не задумывался. В любом случае понадобится не только финансирование из бюджетов всех уровней на модернизацию и переоборудование существующих объектов. Необходимо «…межведомственное взаимодействие государственных структур, бизнес-сообщества, общественных организаций и других заинтересованных лиц…»,  отмечают чиновники министерства социальной защиты.

На сегодняшний день в области для нужд инвалидов адаптировано 109 социально значимых объектов, в том числе культуры (24), здравоохранения (19), социальной защиты (34), образования (25), физкультуры и спорта (6), транспорта (1).  А именно: проведены асфальтирование и укладка тактильной плитки, установлены пандусы, дверные доводчики и кнопки вызова, расширены дверные проемы, созданы «клиентские службы», установлены лифты и подъемные платформы, реконструированы санитарно-гигиенические помещения, установлены информационные киоски, табло «бегущая строка», мнемосхемы, усилители звука, системы двусторонней связи, указатели и звуковые маячки и другое.

К примеру, в Благовещенске установлены пешеходные светофоры, оборудованные вызывным звуковым устройством для слабовидящих людей на шести оживленных перекрестках. До конца года появятся еще пять. В Благовещенском аэропорту появился амбулаторный лифт для посадки на воздушные суда и высадки инвалидов-колясочников.  Регулярные рейсовые маршруты обслуживает девять низкопольных пассажирских автобусов, оборудованных видеоинформаторами для слабослышащих людей и речевыми информаторами для слабовидящих амурчан. По такому же принципу модернизируют общественный транспорт в Белогорске. В Тынде установили  подъемную платформу в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг.

До конца года для нужд инвалидов будет адаптирован еще 61 объект социальной инфраструктуры области.

В то же время в министерстве социальной защиты области признают - все вышеперечисленные изменения происходят с муниципальными зданиями и сооружениями. Процесс адаптации федеральных и частных социальных объектов идет очень медленно. В списке торговые центры, магазины шаговой доступности, аптеки и так далее.





Loading...
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.