Ученики единственного в Амурской области «жоховского» класса за одну четверть освоили всю стандартную программу первого года обучения

В благовещенской общеобразовательной школе № 14 в одном из первых классов начали обучать по уникальной системе Владимира Ивановича Жохова. Эта методика уже несколько лет с успехом применяется в школах в разных уголках России.

Родители учеников 1«В» класса благовещенской школы № 14 в восторге. Их дети без проблем просыпаются утром, чтобы с нетерпением бежать на уроки.  Самостоятельно выполняют домашние задания. К концу первой четверти первоклашки осмысленно читают, пишут прописными буквами целые предложения, знают орфограммы «чу-щу», «ча-ща», «жи-ши», определяют многие части речи, вычитают и складывают дву-значные числа. И уже приступили к изучению таблицы умножения. Для сравнения, обычные первоклассники за первую четверть, как правило, осваивают несколько букв и цифры в пределах десяти.

- Сын расстроился, что каникулы. Хочет ходить в школу, - улыбается Татьяна Дюмина, мама первоклассника Георгия. - Когда мы идем с Георгием в магазин, сын читает по пути все вывески.

- Поднять Игнатия утром, чтобы отвести в детский сад, было настоящей проблемой, - делится Светлана Сунь. - Но мне не составляет никакого труда разбудить ребенка в школу. В садике он ничего не хотел делать, а в школе, наоборот, выполняет все задания с удовольствием. Сын спокойно складывает двузначные числа, - удивляется мама Игнатия.

Веня Колесников показывает домашним на карте, где находится Благовещенск, а Марго Сидоренко уверенно считает в пределах ста. Такие успехи удивляют учителей других начальных классов. Для Ирины Куренковой, пока единственной в Благовещенске, кто обучает первоклашек по методике Жохова, эти результаты закономерны и естественны. Причем для каждого из 27 учеников. В «жоховском» классе нет отстающих. Материал подается таким образом, что его рано или поздно усваивают все. В классе создана дружеская атмосфера, мальчики и девочки не стесняются, они все включены учителем в общий увлекательный процесс обучения.

Уникальная методика

На сегодняшний день существует несколько образовательных программ, по которым обучаются дети в начальных школах Амурской области. Большая часть из них относится к так называемой традиционной системе образования: «Школа России», «Перспектива», «Гармония», «Начальная школа ХХI века»... Авторские методики Л. В. Занкова и

Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова позиционируются как развивающие программы. И традиционные, и развивающие системы образования утверждены Министерством образования.

Ученики «жоховского» класса обучаются по традиционной государственной системе образования по программе «Школа России» по авторской методике. И к окончанию начального звена  они так же, как и обычные школьники, освоят все необходимые  знания, умения и навыки, которыми в соответствии с образовательными стандартами должны обладать. 

Методическая система Владимира Жохова, заслуженного учителя РФ, основана на принципах природосообразности, раскрытия потенциала и сохранения здоровья ребенка. Дети реже болеют и меньше устают, их двигательная активность не ограничена так, как в обычных классах. Ученики свободно могут встать из-за парты и подойти к учителю, пойти взять ручку или карандаш. В течение урока умственная работа несколько раз сменяется легкими физическими упражнениями. За первый класс ученики осваивают всю программу начальной школы. А во 2, 3 и 4 классах обучение уже направлено на развитие мозга учащихся. Система Жохова полностью соответствует действующим стандартам ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт. - Прим. ред.) и образовательным программам. Она разработана для начальной школы, и выбрать ее вправе любой педагог. Ведь какими способами и средствами дать детям необходимую базу знаний, учитель имеет полное право определять сам.  Как отмечают в пресс-службе Управления образования администрации города Благовещенска, в соответствии с пунктом 2 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273-ФЗ «…образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам». 

- Авторская методическая система В. И. Жохова, зарегистрированная общероссийской общественной организацией «Российское авторское общество», выбрана по инициативе администрации школы МБОУ «Школа № 14 г. Благовещенска» и родителей, - подчеркивают в пресс-службе.

По словам заместителя директора МБОУ «Школа № 14» г. Благовещенска» Ольги Соколенко, уже сейчас родители будущих первоклассников интересуются набором в «жоховские» классы. Интересуются этим вопросом и родители из других школ.

- Я думаю, что у нас должно быть продолжение, - уверена Ольга Соколенко.  - Но не каждый учитель захочет и сможет взять такую систему. Она требует очень большой подготовки. Наша Ирина Валентиновна каждый день уходит домой не раньше четырех, хотя уроки заканчиваются в полдвенадцатого.

Личность учителя

Ирина Куренкова, учитель с 30-летним стажем, хорошо знакома с системой развивающего обучения, работала по программе Занкова. Но использование методики Жохова, по ее словам, приносит гораздо более существенные результаты. В этой системе она не видит никаких минусов, одни плюсы.

- Методика хороша тем, что в ней много здоровьесберегающих факторов. У нас в классе есть девочка, которая ходит в очках. Прошло два месяца обучения, родители повели ее к окулисту, а она на две строчки лучше стала читать, - радуется Ирина Валентиновна. - Другой мальчик пришел в класс с высоким уровнем тревожности. Его мама очень переживала, как он будет учиться. Но прошла буквально неделя, и ребенок изменился, освоился.

В классе есть дети, кого родители специально привели обучаться по методике Жохова.

- Мы давно наслышаны об этой системе, - рассказывает Наталья Сидоренко, мама Марго. - Замечательно, что обычные дети в обычной школе совершенно бесплатно могут обучаться по методике Жохова. Нашим детям разрешено брать в школу развивающие игрушки, даже вне урока они развиваются. Большое внимание уделено профилактике сколиоза. Дети сидят, не сложив руки на парту, а откинувшись на спинку стула. Я заметила, что у Марго стала лучше осанка, -  отмечает Наталья Сидоренко. - Эта система в совокупности с очень хорошим учителем - просто находка для нас.

Ирина Куренкова узнала о методике Жохова от инициативной группы родителей, молодых предпринимателей. Они неравнодушны к тому, какое образование получат их дети в начальных классах, еще в мае ходили по школам с презентацией методической системы. 

- Нашей задачей было сформировать первоначальный интерес, привлечь внимание к уникальной методике, - поясняет руководитель Амурского общественного объединения «Клуб полезного действия» Евгений Ищенко.

- Мы обошли порядка 10 школ, - рассказывает Ирина Ли, курирующая проект со стороны инициативной группы родителей. - Были в Чигиринской, 28-й, 15-й, 26-й. Встречались с директорами школ, потом с учителями. Кого-то методика заинтересовала, кто-то отнесся скептически, как к очередному эксперименту. А учитель из 14 школы Ирина Валентиновна сразу загорелась и не побоялась взять учеников, чтобы обучать их по системе Жохова. От нашей группы родителей-инициаторов к ней в класс привели семерых детей. На сегодняшний день мы возобновили походы по школам. Заинтересованных в методике учителей стало гораздо больше. Как и родителей. У нас уже есть целый список желающих, кто хочет  на следующий год отдать ребенка в класс, обучающийся по системе Жохова.

Прежде чем начать обучать детей по данной методике, Ирина Куренкова дистанционно прошла специальную подготовку, трехдневный семинар лично под руководством Владимира Жохова.

- Это умнейший человек, мудрейший человек, - восхищается Ирина Валентиновна.

Обучение не прекращается и теперь. Каждую неделю Ирина Куренкова прослушивает 6-часовые вебинары. Все уроки детально разработаны, а методический материал предоставляется на переносном жестком диске. На занятиях Ирина Валентиновна использует проектор, а задания дети выполняют не в тетрадях, а на магнитных досках.  Первоклассники пишут слова  ручкой в воздухе, чтобы лучше их запомнить. Делают артикуляционную гимнастику и читают, как дикторы, с определенной эмоцией. Слушают на уроках классическую музыку и поют. Детей в «жоховском» классе учат помогать друг другу, не смеяться над неудачами, уважать других. Ученики не боятся выходить к доске, у них нет страха публичных выступлений. Главная задача методики Жохова  - заставить мозг работать, развить всесторонне оба полушария, но без муштры.

Вопрос открыт

Новое всегда вызывает много вопросов. Когда набирался первый «жоховский» класс, некоторые из родителей не рискнули отдать детей на новую методику и перевели  их к другому учителю в той же школе. Кто-то - из-за недоверия к новаторским идеям, кто-то - из-за боязни, что быстро развивающемуся ребенку потом будет неинтересно учиться в среднем звене. Основные опасения родителей связаны с неуверенностью в легкой адаптации в 5 классе к традиционной системе обучения.

- Когда мы пришли записываться в первый класс и на ознакомительном собрании нам сказали, что класс будет учиться по методике Жохова, даже хотели уйти, - вспоминает Константин Коляда, папа первоклассницы Киры. - Пугало, что будет потом, после 4  класса. Но все-таки решили остаться.

Вопрос адаптации интересует и учителей начальных классов из других школ.

- Я слышала о методике Жохова, она меня, конечно, заинтересовала, - говорит Любовь Нечаева, учитель начальных классов МАОУ «Школа № 17» Благовещенска». - Но жалко, что нет преемственности, ведь методика Жохова разработана только для начальной школы. Смогут ли дети, привыкшие к более свободному поведению на уроках, быстро адаптироваться к традиционной системе в среднем звене? Пока первый «жоховский» класс не отучился в начальной школе, этот вопрос остается открытым.

По мнению заместителя директора МБОУ «Школа № 14» Ольги Соколенко, проблем с адаптацией возникнуть не должно, так как другие учителя школы знают об использовании новой методики в одном из классов и смогут перестроиться для работы с этими учениками. Согласна с Ольгой Соколенко и классный руководитель Ирина Куренкова. По ее словам, методика Жохова нацелена на то, чтобы дети свободно усваивали материал в 5 классе. Ученики, благодаря  воспитанной в них высокой культуре, быстро освоятся в среднем звене. И не нужно бояться давать детям больше знаний. Они впитывают их как губки, с радостью. 

Примечание: По данным АСИ (Агентство стратегических инициатив. - Прим. ред.), Президент РФ Владимир Путин одобрил 38 проектов в социальной сфере, среди которых - проект «Любимая школа» по методике В. И. Жохова.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости