К общественному транспорту пассажиры начинают предъявлять повышенные требования с наступлением холодов

Зимой просквозить в общественном транспорте может запросто. На каждой остановке двери автобусов и троллейбусов открываются, чтобы впустить-выпустить пассажиров. Вместе с ними в салон врывается холодный ветер. С вероятностью заполучить простуду приходится смириться или разве что прятаться в глубине салона. А вот с минусовой температурой пассажиры мириться не обязаны. Системы отопления в общественном транспорте обязательны. В салонах автобусов температура по государственным стандартам должна быть плюсовой.

Ой, мороз, мороз

Зима во всей красе себя еще не показала. Днем терпимо -10... -12 градусов. А по утрам мороз пощипывает на -20. Стоя же на автобусной остановке, можно основательно замерзнуть. Дело не в долгом ожидании общественного транспорта. Он сейчас ходит часто, да и маршрутов автобусов и троллейбусов вполне достаточно. Просто пять минут на остановке зимой и летом - две большие разницы. Понятно, что в декабре, садясь в автобус, хочется согреться. Иногда ожидания могут оказаться  напрасными. Есть риск всю поездку в автобусе простучать зубами от холода.

Вооружившись, в отсутствие термометра, градусником, автор статьи решил проверить температуру в салоне одного из автобусов самостоятельно. Эксперимент было решено провести на ежедневно используемом маршруте «2». Исследование, однако, успехом не увенчалось. Обычный градусник с поставленной задачей не справился. Пришлось оценивать температуру воздуха в автобусе субъективно, по ощущениям. Печка в салоне работала, и было однозначно теплее, чем на улице. Руки без перчаток не застыли, и голова без капюшона не мерзла. Хотя на каждой остановке двери «двойки» открывались и впускали не только пассажиров, но и морозный воздух.

Горячо-холодно

По данным пресс-службы администрации г. Благовещенска, существуют нормы температуры воздуха в пассажирских салонах в холодное время года. В соответствии с ГОСТом 7495-74 температура воздуха в троллейбусах должна быть на 20 °C выше наружной. Для автобусов другие нормы. По ГОСТу 20774-75, в салоне должно быть не меньше +10 °C при наружной температуре от - 15 до - 25°C. И не меньше +5 °C, если на улице -40 °С.

В соответствии с требованиями ГОСТа, оборудование общественного транспорта системами вентиляции и отопления салона производится в обязательном порядке. Все автобусы проходят ежедневный предрейсовый технический осмотр с отметкой в путевом листе. Каждый раз перед выездом на маршрут проверяется работа систем отопления. Осмотр проводится аттестованным механиком. Работа общественного транспорта с неисправными системами отопления не допускается.

Помимо ежедневного осмотра, контроль осуществляется также при выездных проверках. Их осуществляет муниципальное учреждение «Городская диспетчерская служба». По словам заместителя директора Владимира Владимирова, выездные проверки общественного транспорта проводятся регулярно. Контролируется исполнение перевозчиками условий договора на обслуживание маршрута. В том числе проводится осмотр систем отопления.

Несмотря на ГОСТы и проверки, создание оптимальной для всех пассажиров температуры в общественном транспорте задача трудновыполнимая. Люди все разные, и теплообмен у каждого свой. Одному при минусовой - жарко, другой и при плюсовой температуре мерзнет. Летом похожая ситуация. Одни окно в автобусе открывают, другие следом закрывают. Боковыми форточками, люками общественный транспорт оснащен в обязательном порядке. В отличие от кондиционеров. В соответствии с действующими нормативными требованиями общественный пассажирский транспорт не подлежит обязательному оснащению системами кондиционирования воздуха. В городских автобусах и троллейбусах с этой задачей под силу справиться форточкам и люкам. Применение систем кондиционирования  воздуха эффективно на маршрутах, где между остановочными пунктами большое расстояние (пригородные и междугородные маршруты. - Прим. ред.)

Теплый автобус из детства

Автобусы в областном центре представлены в широком ассортименте. По дорогам стремительно едут Fiat Ducato и  «Луидоры», называемые в народе микриками или маршрутками, и большие автобусы марок Daewoo и Hyundai.

В каком автобусе теплее всего, сказать трудно. В маршрутных такси из-за их небольшого размера салон прогревается скорее. Однако это не гарантия, что температура в них будет выше, чем в больших автобусах.

А раньше, при Советском Союзе, столько вариантов не было. По дорогам ездили ЛиАЗы и «Икарусы». На вопрос, в каком общественном транспорте теплее, подавляющее большинство пассажиров давало однозначный ответ. Зимой каждый норовил сесть в ЛиАЗ. В нем было гораздо менее холодно, чем в «Икарусе». Народную любовь ЛиАЗы также снискали за плавный ход и удобство салона. Не зря именно эти автобусы чаще всего можно видеть в старых советских фильмах. «Икарусы» ценились за вместительность.

У автобусов родом из детства было множество самых разнообразных прозвищ. ЛиАЗ-677 называли «луноходом» и «сараем». «Икарус-280» - «гармошкой». Этот длинный автобус состоял из двух частей с гибким соединением, из-за чего середина была подвижной. Таких в современном Благовещенске уже не встретишь.

Сегодня на температуру внутри салона общественного транспорта влияет множество факторов. Например, число остановок по маршруту и расстояние между ними, от этого зависит количество циклов открытия (закрытия) дверей при посадке пассажиров. Большое влияние оказывает температура воздуха окружающей среды. Степень тепла в автобусах и троллейбусах также зависит от систем отопления, установленных заводом-изготовителем. Наконец большое значение имеет техническое состояние транспорта и отношение к работе самого водителя. В целях экономии топлива они могут элементарно не включать автономные системы отопления автобуса. Самовольное занижение температуры  в салоне может повлечь за собой наказание водителя.

Как подчеркивают в пресс-службе администрации г. Благовещенска, в случае установления подобных фактов пассажиры могут обращаться с информацией в отдел по организации транспортного обслуживания населения либо в МУ «Городская диспетчерская служба».  В информации необходимо указать дату, время, номер маршрута и государственный номер транспортного  средства. Обязательным является наличие информации о заявителе. Анонимные обращения рассмотрению не подлежат.

Если разглашать свои персональные данные желания нет, а о качестве услуг в общественном транспорте высказаться хочется, есть другой вариант. Можно оценить качество транспортного обслуживания населения по регулярным муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильного транспорта общего пользования в голосовании. Оно проводится на сайте правительства Амурской области.


 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости