Музей кино появился в областном центре Приамурья

Мировой кинематограф отряхнул прах кинопленки, выбросил на помойку устаревшие пленочные кинопроекторы и видеокамеры. Сегодня по земному шару уверенно шагает «цифра». Современные режиссеры экономят время и деньги. Лишь немногие энтузиасты старой закалки - Квентин Тарантино, Никита Михалков - остаются верны кинопленке, снимая свои шедевры по старинке. То же самое происходит и в кинотеатрах. Менеджеры от кинобизнеса избавляются от пленочных кинопроекторов и устанавливают цифровое оборудование. Большая часть аппаратуры отправляется на помойку. «Счастливчики» попадают в тематические музеи. Одно из таких учреждений - музей кино -  появилось в областном центре.

Сохранить историю

- Инициатива создания музея исходила от нас, - рассказывает ведущий специалист отдела киновидеопоказа АОДНТ

Марина Плотникова. - В 2009 году государственное учреждение культуры «Киновидеопрокат» присоединили к Дому народного творчества. Все предметы, которые хотели сохранить для будущего, перевезли сюда.

Благовещенцы, интересующиеся историей родного города, знают, что здание областного киновидеопроката было построено в 1959 году специально для нужд этого учреждения. Здесь хранилась, ремонтировалась и реставрировалась кинопленка. В хранилищах находилось  более 11 тысяч фильмокопий. Несколько лет тому назад здание по адресу Калинина, 120 передали для нужд Благовещенской епархии. В государственном прокатном учреждении провели реорганизацию, превратив его в маленький отдел.  Большую часть киноархива - самое ценное - решили сохранить. К примеру, документальные и художественные фильмы советского периода «Ленин в Октябре», о Леониде Быкове, Щорсе, Сталине. Значительную часть документальных фильмов, касающихся истории Благовещенска и области - хроники, ретроспективы - передали в государственный архив. Остальное утилизировали. (Дело в том, что просто выбросить пленку нельзя. Разлагаясь, она выделяет ядовитые вещества - изготовлена на нитро- и ацетатной основе.) Отдать ее было просто некому. Так как амурские кинорежиссеры-любители теперь тоже предпочитают «цифру». А пленка сейчас нужна только  заинтересованным людям - энтузиастам кино-ретро. К тому же для демонстрации фильма надо иметь кинопроектор 23 КПК. Такая аппаратура практически нигде не сохранилась. Хотя у отдела видеопроката АОДНТ такой проектор есть. Пока нерабочий.

- Мы перевезли оборудование из Госкинопроката и восстанавливаем, - объясняет Марина Плотникова. -  Конечно, эта работа займет не один месяц. Оборудовали специальную киноаппаратную  - второй зал Музея кино. Там поставим кинопроектор и фильмопроверочный стол. В помещении можно будет проверять, увлажнять и реставрировать пленку. Есть у нас и специалисты-киномеханики. Эта профессия вряд ли себя изживет, разве что приобретет другие функции. А вот специальность фильмопроверщика уже история.

Экспонаты: от фильмопроверки до кинопроката

Знаете ли вы, что одна фильмокопия на пленке часто состоит из нескольких частей длительностью 10, 20, 30 минут? А общий метраж одной киноленты составляет 2,5 км? И занимает для хранения от 1 до 14 коробок-боксов? При этом вес одного бокса с пленкой составляет 1,5 кг. Во времена киномеханики коробки транспортировали  в специальных кинобанках - яуфах. В фондах музея есть яуфы круглые, многоугольные, с ручками…

В кинотеатры фильмы попадали из хранилища киновидеопоказа, где трудились десятки фильмопроверщиков. От них зависела сохранность пленочных копий. Ежемесячно пленка увлажнялась. Процедура предохраняла ее от пересыхания. На дно бокса укладывали пропитанную специальной жидкостью (содержащей ацетон) материю. Сверху помещали металлическую решетку с круглыми отверстиями. И только потом клали катушку с пленкой. На крышке ставили дату обработки.

Также фильмопроверщики реставрировали пленку, покрывая специальной эмульсией на смывочном столе. Ремонтировали разорванные в процессе демонстрации фильмокопии. Люди постарше помнят, как во время киносеанса изображение начинало «ползти» и «пузырится». Это означало, что пленка порвалась.

- Склейку проводили на фильмопроверочном столе. В условиях киноаппаратной это не всегда было возможно сделать. Киномеханики просто наматывали оборванный конец на бобину проектора и продолжали показ фильма, - объясняет Марина Плотникова. - Изначально пленка склеивалась уксусом, потом перешли на профессиональный скотч. Для фиксации оборванные части зажимались в прессе для склейки. Количество пленки, оставшейся после ремонта, измеряли автоматическим счетчиком метража. Кстати, в начале и конце фильмокопии шла защита - ракорд. Это несколько метров пустой пленки, которая порой рвалась от резкого рывка при запуске киноаппаратуры. Трещины на пленке искали при помощи лупы с прорезью. Кстати,  выцветшие фильмы цветного изображения списывались.

После всех проверок фильмокопия отправлялась в кинотеатр. Двадцать лет назад в аппаратных кинозалов стояли по два кинопроектора. Киномеханик заряжал оба, так как один фильм всегда делили на части. А киносеанс должен быть непрерывным. Когда пленка на бобине первого проектора подходила к концу, в правом верхнем углу экрана появлялась точка и киномеханик должен был запустить второй проектор. Через десять секунд на экране снова появлялась точка. Тогда одновременно следовало закрыть заслонку на первом агрегате и открыть на втором. Поэтому обычно в аппаратной дежурили два специалиста.

Еще один интересный экспонат - ксеноновая лампа. Она до сих пор используется в проекторах современного образца. Без этой детали киносеанс не состоится.

- Лампа обеспечивает яркий дневной свет. Ее хранят в переносном металлическом футляре, устанавливая в проектор перед началом сеанса, - рассказывает Марина Плотникова. - Лампа сделана из кварцевого стекла и заполнена ксеноном. При всей своей видимой прочности это очень хрупкая вещь. При падении она взрывается. Даже в самых современных кинотеатрах IMAX сотрудники обязаны надеть защитный костюм перед началом работы с ксеноновой лампой.

В комнате музея хранится очень много артефактов киноиндустрии XX века. Профессиональные и любительские кинопроекторы 35 КСА-12, «Волна», «Русь», «Украина», КПШ  и кинокамеры «КОНВАС» (по имени изобретателя Василия Константинова), диапроектор с диапозитивами, стереопроигрыватель, первый оте-чественный видеомагнитофон, кинопленка разного формата, газеты, журналы, книги, первые печатные афиши и постеры (рисованные не сохранились) - «Интердевочка», «Трагедия в стиле рок», «Игла»; билеты в кинотеатр и многое другое. У каждой вещи своя «биография». К примеру, кинокамерой «КОНВАС» были оборудованы корабли «Восток» в начале космической эры в СССР.

В музее хранится и Книга почета. В нее вписаны имена многих амурчан - киномехаников, фильмопроверщиков, составителей репертуара и других специалистов, трудившихся в киноиндустрии Приамурья.

Режиссером станет каждый…

Сегодня цифровой формат предусматривает много работы с программами и все меньше механического труда. Киномеханики превращаются в операторов киноаппаратной. С одной стороны, все выглядит проще, но знаний и опыта требуется больше. Научиться работать с медиа-плеерами, видео-редакторами, цифровыми видеокамерами можно в любом возрасте. Недавно созданная при областном Доме народного творчества молодежная студия кино и телевидения «Премьера» тому подтверждение.

Существует коллектив юных кинематографистов всего несколько месяцев. Его создатель и идейный вдохновитель - руководитель Амурской областной общественной организации «Амуркиносоюз» Владимир Розанов.

Пока навыкам режиссуры, съемок и монтажа обучается два десятка мальчишек и девчонок школьного возраста. Самым младшим по 8 лет.

- Сейчас мы не столько учимся снимать кинофильмы, сколько придумываем  сюжеты, пишем сценарии, снимаем телевизионные ролики и пластилиновые мультики, - делится Владимир Розанов. - Изучаем историю кинематографа: виды и устройство оборудования, формат пленки и так далее. Я провожу параллель с сегодняшним днем, объясняю, что кинопленка практически ушла из обихода. В нашу жизнь входит «цифра». Тем не менее основы, заложенные в старом добром кино, перешли в современность. ПЗС-матрицы (приборы с зарядовой связью) для цифровых видеокамер делаются по общим стандартам, как-то: размер кадра, светочувствительность...

На примерах короткометражек «Ералаша» ребята учатся составлять композицию, играть со светом, тенью, музыкой, декорациями. Создавать атмосферу кадра.

- Аудиовизуальное восприятие очень важно, - говорит Владимир Розанов. - Я объясняю ученикам, что, как вы расскажете историю, так ее и воспримет зритель. Недавно наш благовещенский мультипликатор-самоучка Юрий Харитонов провел мастер-класс. За 40 минут урока сделали 8 секунд мультфильма. Вместе с детьми придумали историю, слепили персонажей, отсняли и оцифровали.

Сейчас воспитанники молодежной студии приступили к освоению монтажа. Оказывается, существует много способов - плановый, резаный, рывковый, креативный и так далее. А еще дети пробуют себя в роли телеведущих, актеров, операторов... Вскоре начнут снимать клипы.

- Музыкальные ролики создавать нетрудно. Тем более что современные клипы не всегда ассоциативны, - говорит Владимир Розанов. - Часто музыка несет одну смысловую нагрузку, а видеоряд полностью идет с ней вразрез. Получается, набрал картинок интересных, добавил музыки: «А я так вижу!» Конечно, кино, по большому счету, большая условность. Режиссером может стать практически любой человек, надо лишь культивировать в себе умения. Одним все дается легко, другим приходится терпеливо работать.

Кстати, подобная молодежная киностудия вот уже четыре года существует в поселке Орлиный Свободненского района. Под руководством Владимира Розанова минувшим летом ребята сняли короткометражный фильм «Игра в красавицу» по одноименному рассказу Юрия Яковлева. Картина взяла приз симпатий жюри на Санкт-Петербургском фестивале.

 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости