Меч самурая: в Приамурье выпустят каталог работ художника-фронтовика

Амурский краеведческий музей издаст каталог, посвященный работам известного благовещенского художника и скульптора Бориса Горлача. В нем систематизируют уникальные фронтовые рисунки, которые художник сделал в Маньжчурии, воюя минометчиком 2 Краснознаменной армии 2 Дальневосточного фронта, освобождавшего Китай от японских захватчиков в 1945 году.

В следующем, 2017 году Борису Горлачу (1917-2009гг.) исполнилось бы 100 лет. Амурский скульптор оставил после себя не только памятники и бюсты, установленные во многих городах страны, не только живопись, выставленную во многих музеях, но и коллекцию рисунков, которую специалисты считают уникальной исторической ценностью общероссийского масштаба. Накануне юбилея творца Амурский областной краеведческий музей планирует выпустить каталог, посвященный фронтовым зарисовкам, сделанным минометчиком Борисом Горлачем в Маньчжурии.

Борис Горлач родился в Благовещенске 5 ноября 1917 года. Окончил художественное отделение Благовещенского педучилища, Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, творческую аспирантуру. Он участник советско-финской войны - в 1939 году служил на Карельском перешейке, был рядовым сапером в команде по поиску мин. После ранения вернулся в Благовещенск, где был зачислен в 57 стрелковый полк 12 стрелковой дивизии 2 Краснознаменной армии 2 Дальневосточного фронта. Участвовал в войне с милитаристской Японией. 10 августа 1945 года форсировал Амур на бронекатере. В первом же бою огнем своего миномета уничтожил большую засаду японских смертников (свыше 40 человек и 3 пулемета), обеспечив успех боевой операции батальона. За это в 1945 году был награжден медалью «За боевые заслуги». В ноябре 1945-го - медалью «За победу над Японией». Позже, к 40-летию Победы - орденом Отечественной войны II степени, юбилейными медалями.

Освобождая Маньчжурию от японцев, Борис Горлач попутно делал рисунки карандашом на бумаге. До наших дней дошла коллекция из 87 работ. Художник рисовал портреты своих боевых товарищей, китайцев, встречавших красноармейцев-освободителей, различные бытовые и боевые ситуации, а также самого себя. Например, на одном рисунке он идет через  горящий разрушенный мост. Другой называется «Мое спасение» - автор запечатлел, как товарищи спасают его, тонущего в реке. Еще один - под заголовком «Я был минометчиком». Один из рисунков уже в 21 веке послужил началом целой поисковой эпопеи. Называется «Отдать победителю! (надпись на мече самурая)». На нем изображено, как японец с поклоном передает советскому военачальнику самурайский меч. Самурай - это японский генерал-лейтенант Тейдзиро Китазава. А советский военачальник - Герой Советского Союза генерал-лейтенант Макар Терехин, командующий 2 Краснознаменной армией. Сюжет с капитуляцией японского генерала, запечатленный Борисом Горлачем, произошел в Сахаляне (нынешнем Хэйхэ). Уже в наши дни этот рисунок сподвиг амурских музейщиков и краеведов на поиски того самого меча. И он нашелся на родине генерала Терехина - в Рязани.

- Он передал в музей свой китель, награды, фотографии и этот японский меч, который получил от Китазавы, - рассказывает директор Амурского областного краеведческого музея Елена Пастухова. - Это, оказалось, была реальная история. Я сначала думала, что это скорее образ. Мы обратились в Рязанский кремль (Рязанский историко-культурный музей-заповедник. - Авт.) с просьбой, чтобы нам дали экспонировать этот меч.

Рязанский музей ответил согласием, и самурайский меч японского генерала действительно несколько лет назад вернулся на берега Амура и выставлялся в экспозиции, посвященной очередной годовщине победы над Японией. Потом его, конечно, возвратили.

Каталог планируется выпустить в декабре - в преддверии столетия Бориса Трофимовича Горлача. В книге будут воспроизведены все 87 рисунков с полным их описанием, комментариями автора, также предполагается опубликовать статьи о жизни и творчестве Бориса Трофимовича. Тираж пока неизвестен, но, предположительно, он будет небольшим - 200 экземпляров. Пилотный выпуск каталога предназначен не для продажи, а для распространения в дальневосточных и сибирских музеях. Возможно, в будущем выпустят и дополнительные тиражи, чтобы их смогли приобрести все желающие.

Борис Горлач  работал скульптором в Иркутске и Рязани. В 1961 году стал членом Союза художников СССР. А в 1989 году приехал в Благовещенск, работал в составе Амурского отделения Союза художников России.

Самая известная амурчанам работа Бориса Горлача - это бюст Федора Мухина, стоящий в Благовещенске рядом с площадью Ленина. Кроме того, скульптуры его авторства можно увидеть в Иркутске, Ангарске, Братске и других городах. Работы находятся в краеведческих и художественных музеях Санкт-Петербурга, Иркутска, Рязани, Благовещенска. При жизни Борис Горлач передал в дар Амурскому краеведческому музею около 300 произведений. Коллекция включает в себя скульптуру (выставочные модели, варианты памятников в масштабе, барельефы и горельефы, композиции), картины (портреты, автопортреты, жанровые работы), рисунки военных лет, выполненные карандашом, пером и тушью, комплексы черно-белых фотографий на планшетах, а также работы его жены - художницы Елены Павловны Тырковой (1919-1989гг.): портреты, натюрморты, жанровые полотна.

Фото предоставлено Еленой Пастуховой, с сайтов amurarchiv.ru, ryazankreml.ru

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости