Услуги по вывозу и утилизации мусора могут подорожать в Приамурье

Грядет мусорная революция. До конца года в Приамурье появится региональный оператор по обращению с твердыми бытовыми отходами (ТБО). Таким образом, вывоз ТБО монополизируют и он перестанет относиться к жилищной услуге, трансформировавшись в одну из коммунальных.

Сегодня добропорядочные граждане и лояльные организации Приамурья вывозят мусор на полигоны твердых бытовых отходов. Принимают отходы за деньги - тонна стоит от 330 рублей и выше.

В Благовещенске мусорные «реки» стекаются на полигон твердых бытовых отходов в районе поселка Моховая Падь. За годы эксплуатации, по примерным оценкам специалистов, залежи мусора там составили от 30 до 40 метров вглубь на площади в 20 квадратных километров.

Старожилы из числа сотрудников полигона говорят, что свалка появилась здесь стихийно в 1956 году (60 лет назад -  впору праздновать юбилей). Официальный статус полигон приобрел в 1962-1964 годах. Прежде площадка для захоронения мусора располагалась там, где сегодня работает авторынок. Там же был и скотомогильник. Принимая решение о переносе полигона ТБО, эксперты ориентировались на удаленность от областного центра (более 10 км), удачную розу ветров (воздушные массы относят специфические запахи в сторону от близлежащих населенных пунктов) и геологическое строение почв. Глубина залегания грунтовых вод составляет более 100 метров. Влага не подмывает разлагающуюся биомассу, и продукты распада не попадают в источники питьевой воды. Если посмотреть на свалку в разрезе,  увидишь «слоеный пирог» в глиняном «мешке» - чередующиеся слои утрамбованного мусора и песчано-земляной смеси.

Захоронение отходов ведется по секторам: строительный мусор, уличный и садово-парковый смет, пищевые отходы и так далее. Мусор не просто закапывают в яму -  его нужно рассортировать, утрамбовать, увлажнить, засыпать определенным количеством песчано-земляной смеси, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду.

Все, что можно пустить в переработку, сортируют заготовители. 

- Отбираем макулатуру, металлолом, пластиковые бутылки, стеклотару, шины, алюминиевые емкости. В распоряжении есть прессовальные машины для картона и металла, - делится на условиях анонимности представитель руководства благовещенского полигона ТБО. -  Сортировщики у нас, можно сказать, со стажем в отрасли. Только раньше они трудились на себя - что нашли, то сдали перекупщикам. Сейчас они получают за работу зарплату, а заботу о приемке и отправке отсортированного мусора на переработку взяло на себя частное предприятие, которому в прошлом году передали полномочия по управлению полигоном ТБО от ГСТК.

Не принимают на полигон мусор 1 и 2 классов опасности: твердые и пастообразные промышленные отходы, в которых содержатся токсичные, горючие, взрыво-опасные вещества, тяжелые металлы; трупы павших животных; химически и эпидемически опасные отходы.

Все по-новому

Выбирать ответственную за мусор организацию, согласно ФЗ № 404-ФЗ от 29.12.2015, субъекты Федерации будут на конкурсной основе один раз в десять лет из государственных и частных компаний.

Главное отличие от действующей сегодня системы - ответственность за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов ляжет на одни плечи. Управляющим компаниям, юридическим лицам и прочим «создателям» мусора вменят в обязанность заключить соответствующий договор с региональным оператором. А он уже разберется, как поступить с отходами - утилизировать или отправить в переработку. С последним пунктом в области сложно. Завод по сортировке и переработке отдельных видов мусора, строительство которого началось еще в 2007 году, до сих пор не введен в эксплуатацию. 

Новый подход должен помочь создать систему, считают сотрудники отрасли по обращению с ТБО. Специфика ее работы в следующем. Допустим, частный предприниматель изготавливает бумажные коробки для транспортировки хранения грузов. У него остаются обрезки картона, куски пластиковой ленты, металлические скобы и другие сопутствующие отходы. С определенной периодичностью (ежедневно, еженедельно, ежемесячно) предприниматель станет отчитываться перед региональным оператором об объемах мусора (по видам), возникающего в процессе работы. Задача оператора вывезти этот мусор, рассортировать его  и отправить на утилизацию или переработку. Та же схема работы применима ко всем социально-бытовым и производственным сферам, будь то многоквартирный дом или крупный завод. Весь путь отходов - от момента их возникновения до конечной переработки - станет подконтрольным. В перспективе появится региональная карта с обозначением мусоросборных площадок, путей транспортировки, сортировочных пунктов, центров переработки и так далее.

Закон не возбраняет региональному оператору нанять себе субподрядчиков, в случае если осилить весь рынок ТБО ему не хватит производственных мощностей.  Но тогда придется делиться доходами. Ведь за мусор платят не только квартиросъемщики и собственники жилья, производители товаров и услуг, но и предприятия перерабатывающей промышленности. Да-да, отходы у заготовителей (собрал, рассортировал, сдал) покупают.

К примеру, за тонну макулатуры в уссурийском пункте приема (ближайший к нашему региону) заплатят от 800 рублей до 5000 рублей в зависимости от сорта бумаги. Сегодня весь сортированный мусор уезжает для переработки за пределы области.

Заглянут в кошелек

Услуга по утилизации коммунальных отходов в связи с нововведениями может подорожать как для населения, так и для юридических лиц. Изменится и методика расчетов.

Во-первых, платить придется не просто за вывоз мусора, а за полный комплект, включая утилизацию. Во-вторых, оплата станет «подушевой», то есть в случае с собственниками жилья деньги за мусор будут начислять за число проживающих в квартире, а не с квадратного метра, как в ранее принятой практике. Юридические лица заплатят согласно произведенным объемам отходов.

Можно предположить, что в тариф включат все накладные расходы, как-то: организация контейнерных площадок, в том числе для раздельного сбора отходов; создание сортировочных пунктов, где мусор разделят на фракции; оборудование станций обеззараживания опасных отходов; транспортные расходы (вывоз к месту утилизации либо переработки); строительство новых полигонов захоронения ТБО и прочие.

Плюс ко всему, есть опасения, что региональный оператор из координатора между собственниками и управляющими компаниями - с одной стороны, перевозчиками и полигонами - с другой стороны, превратится в дополнительное звено по обращению с отходами, обросшее субподрядчиками. Что может повлечь неконтролируемый рост расходов.

 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости