Контактная сеть под 3D-контролем

На Забайкальской железной дороге проходит обкатку лаборатория испытаний контактной сети нового поколения. Современная начинка уникального вагона позволяет на новом уровне проводить диагностику токоподающего оборудования. 

В век электровозной тяги исправность контактной сети железнодорожников заботит не меньше, чем надёжность стальной колеи. Малейший сбой – и на магистрали неминуемо образуется многокилометровая пробка из грузовых и пассажирских составов. Чтобы этого не случалось, в круглосуточном режиме работают диагностические комплексы. В этом году Забайкальская магистраль одна из первых на сети железных дорог ОАО «РЖД» получила в своё распоряжение новейший диагностический комплекс на колёсах.

В арсенале вагона-лаборатории – тепловизоры, ультрафиолетовая камера и лазерный дальномер. Благодаря этим техническим новшествам до 90% информации можно получать даже не поднимая токоприемник вагона. При этом данные со всех датчиков после обработки компьютерной программой объединяются в единый поток. Управление мониторинговыми системами осуществляется из специальной кабины, которая возвышается над крышей вагона. Отсюда до контактного провода практически рукой подать. Но персонал лаборатории гарантированно защищён от страшного поражающего фактора: смотровые окна сделаны из особо прочного стекла, которое выдержит даже удары при изломе токоприемника. Полностью соответствует современным требованиям и внутренняя оснастка вагона, ведь для железнодорожников эта лаборатория становится домом на несколько недель. Дизельная станция на 20 кВт, которая обеспечивает мощностью и напряжением весь вагон, душевая, стиральная машина, два санузла – один обычный, один биотуалет – создают условия практически для автономной работы специалистов. В их распоряжении также – кухня-столовая, комфортные спальные места. 

Помимо множества датчиков на вагоне установлена система 3-D сканирования контактной сети. В режиме он-лайн она моделирует обследуемый участок. Уже на стадии тестовых поездок по Забайкальской железной дороге был выявлен ряд технических неисправностей контактной сети, которые до этого были скрыты от дорожных диагностиков. Так, с помощью ультрафиолетовой камеры обнаружены пробитые изоляторы. Вагоны-лаборатории предыдущего поколения такие дефекты могли пропустить.

В числе первых задач, стоящих сейчас перед новой лабораторией, – провести выявление нагретых элементов контактной сети при пропуске тяжеловесных поездов. Такие неисправности возникают из-за повышенной нагрузки и могут привести к пережогу провода и остановке движения поездов. Во время поездок за тяжеловесными поездами, в том числе соединенными, будет вестись поиск слабых мест электроснабжающей инфраструктуры. Это особенно актуально именно летом, во время путеремонтной кампании, когда интенсивность движения по некоторым участкам возрастает вдвое.

Новый вагон – первый образец лаборатории нового поколения. Помимо Забайкальской магистрали испытательный комплекс сможет проводить обследования соседних дорог Восточного полигона. Опыт, полученный на Забайкальской магистрали при эксплуатации вагона, будет использован для дальнейшего развития таких лабораторий. В будущем планируется их изготовление для всей сети ОАО «РЖД».

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости