Светлая Пасха: о традициях праздника рассказал настоятель благовещенского храма Святослав Шевченко

Пасха - самый долгожданный весенний праздник для верующих Приамурья. Не чужды традиции этого дня и многим из тех, кто пока не пришел к вере, но наравне с православными печет куличи, обменивается с друзьями «крашенками» и славит Воскресение Господне. Но все ли мы делаем правильно в Пасху? Апрельский ликбез провел священник Святослав ШЕВЧЕНКО, настоятель благовещенского храма мученицы Лукии Сиракузской.

- Кулич - главное блюдо пасхального стола. А так ли важно, будет он покупным или лучше испечь его самостоятельно?

- Кулич - это праздничный дрожжевой хлеб, который символизирует Воскресшего Христа Спасителя. Раньше наши предки пекли куличи в чугунках, поэтому хлеб принимал круглую форму. В тесто добавляли мед, орехи, сухие ягоды и фрукты, а потом готовые куличи приносили к местной церкви для освящения. Сегодня для нас работают пекарни, куда приглашают священников, которые освещают готовую продукцию. Если в семье есть возможность самостоятельно испечь кулич, то наверняка такой не заменить магазинной выпечкой. Но откуда на праздничном столе появляется символ Христа, не принципиально, поэтому каждый решает сам - печь или покупать.

- Обязательно ли освящать куличи?

- Православные христиане стараются призвать на пасхальную снедь Божию благодать, поэтому по обыкновению приносят ее в ближайший к дому храм. Издревле наши предки освящали не только продукты, но и дома, колодцы, хлева, поля и пасеки.

- Пасха знаменует завершение Великого поста - это прекрасный повод собраться всей семьей за одним столом. Какие особенности имеет праздничный обед в этот день?

- На пасхальном столе уместно быть всему, что мы обычно готовим на любые другие праздники. Но в дополнение к ним в православных семьях на стол ставят кулич с крашеными яйцами и так называемую творожную Пасху, изготовленную в форме пирамидки. Этим продуктам отводится почетное место на праздничном обеде в Воскресение Христово.

- Эволюция «крашенок» очевидна: когда-то яйца на Пасху красили «дедовскими» методами, используя луковую шелуху и сок свеклы, потом появились пищевые красители, а теперь многие перешли на удобные термонаклейки. Среди многообразия рисунков часто встречается православная тематика - иконы, например. Допустимо ли?

- Скорее всего, грехом считается неблагоговейное отношение к святыням, каковыми являются иконы и кресты. Эта проблема относится к развитию праздничной индустрии: именно коммерческие структуры формируют искусственный спрос на такие наклейки, которые зачастую по тематике изображения никакого отношения не имеют к Пасхе.

К тому же, из своего опыта, скажу, что яйца, заклеенные наклейками и пленками, быстрее портятся, поскольку сквозь поры скорлупы перестает циркулировать воздух.

- Чем ближе православный праздник, тем больше в амурских магазинах появляется сувениров: пасхальных кроликов, например. Но, насколько известно, эти животные являются пасхальным символом в европейской культуре. Насколько они уместны в России?

- Пасхальные традиции имеют глубокие корни и символическое значение, связанное с праздником Воскресения Христова. К сожалению, в Европе, которая была колыбелью западного христианства, эта связь теряется. Сегодня Рождество Христово там превратилось в праздник жареной индейки, а Пасха почему-то ассоциируется с кроликом, который сказочным образом «прискакал» из язычества, где символизировал плодородие. Сегодня все эти экспортированные праздники являются частью праздничной индустрии, которая видит во всех этих сказочных символах лишь коммерческую составляющую. И ключевое слово в этой связи одно: «сувениры». Конечно, каждый человек выбирает сам, какую культуру чествовать в своей семье, но, на мой взгляд, у нас достаточно своих родных традиций.

- Многие на Пасху отправляются на кладбища, навещают усопших и оставляют на могилах яйца, куличи, конфеты... А правильно ли это?

- Это как минимум не соответствует благочестивой традиции православного христианства. Для поминовения усопших существует 9 родительских дней в году, самый известный из которых - Радоница. На девятый день после Пасхи верующие едут на кладбище молитвенно делиться радостью со своими родными и близкими, которые перешли в жизнь вечную. И на первый план ставится молитва.

- Есть такая малоизвестная традиция - в течение пасхальной недели любой желающий может прийти в храм и позвонить в колокола. Амурчане тоже могут побывать звонарями?  

- Эта традиция связана с пасхальной радостью, которая выражается в том числе и через звуки. В пасхальные дни с колоколен православных храмов несется праздничный трезвон, и каждый верующий может стать звонарем. Для этих целей при кафедральном соборе была изготовлена передвижная звонница, которая либо курсирует по областному центру, либо стоит на территории собора, где каждый желающий может ударить в колокола. Также по благословению настоятелей при храмах открывается доступ на колокольни.


Фото: pixabay.com.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости