К новой системе выплат по ОСАГО готовятся амурчане

В Приамурье снизилось количество жалоб, связанных с полисом ОСАГО, число дорожно-транспортных происшествий также идет на убыль. Однако предложенная Министерством финансов новая система трех категорий «автогражданки» может вновь обострить ситуацию в регионе. Готовы ли амурчане к возможным поправкам в федеральный закон об ОСАГО и как справляются с действующими нововведениями, узнавал наш корреспондент.

Либерализация «автогражданки»

Минфин разработал новый проект поправок, который предполагает введение «трехступенчатой» системы выплат по ОСАГО. Суть ее заключается в том, чтобы в дополнение к существующему лимиту в 400 тысяч рублей за вред автомобилю и 500 тысяч рублей - за нанесенный ущерб здоровью ввести еще две «ступени»: выплаты по 1 и 2 миллиона рублей на обе категории.

Также Минфин предлагает ввести коэффициент нарушения ПДД взамен существующим территориальному и коэффициенту мощности. Новый показатель будет учитывать значительные превышения скорости, проезды на красный свет, вождение в нетрезвом виде и другие грубые нарушения правил. Для этого машины должны быть оборудованы датчиками, отслеживающими стиль езды.

Федеральная антимонопольная служба уже поддержала проект, а вот некоторые страховщики успели высказаться против. Одна из российских страховых компаний выразила свой протест в массовой рассылке электронных писем, выдвинув главный аргумент: рынок ОСАГО продолжает переживать кризисные времена, а большинство предложенных министерством инициатив являются для него губительными, «приведет к окончательному краху системы».

Страховщики, в свою очередь, предлагают следующее: увеличить территориальные коэффициенты в отдельных регионах страны с высокой убыточностью (читай - в Амурской области, которая признана «токсичной»), провести полную либерализацию тарифов ОСАГО, разрешить страховщикам самостоятельно определять количество и характер коэффициентов и подкорректировать онлайн-продажи, а именно установить обязанность страховщиков заключать е-ОСАГО только в случае подтверждения всех данных, указанных в заявлении на страхование. В противном случае обязать страхователя явиться в офис компании. Такие меры необходимы для предупреждения мошеннических действий.

Выгодна ли для обеих сторон предложенная Минфином схема и не сопряжена ли она с новыми рисками, на условиях анонимности предположил руководитель одной из амурских страховых компаний.

- Такая схема будет реальна и выгодна только при наличии цивилизованного рынка и возможности страховых компаний конкурировать друг с другом - я сейчас говорю о здоровой конкуренции, - подчеркнул предприниматель. - Тогда станет возможным снижение страховки для привлечения клиентов. Значительное повышение сумм выплат согласно нововведениям чревато ростом убыточности страховых компаний.

Нынешняя стоимость полиса ОСАГО, по мнению амурского страховщика, может соответствовать запросам компаний и не идти в рост, если убрать все мошеннические действия со стороны так называемых «автоподставщиков». Тогда убыточность страховых компаний будет держаться на уровне комфортных 60% вместо нынешних 100% и выше. 

Влияла на убыточность и активная деятельность служб аварийных комиссаров, число которых в Приамурье за короткое время увеличилось не менее чем в 5 раз. В том числе - так называемых криминальных автоюристов. Однако сегодня существует единая методика оценки ущерба, и в судебных тяжбах терпят поражение страховщики, намеренно занижающие суммы выплат.

«Честное» возмещение

Число ДТП в амурской столице существенно снизилось, то есть ежесуточно происходит в среднем 20 аварий, свидетельствуют службы аварийных комиссаров. Показатели приходят в норму, в частности, из-за резкого снижения количества «автоподстав» - мошенников заставили притихнуть не только пристальное внимание к их действиям на федеральном уровне, но и действие нового закона о натуральном возмещении по ОСАГО, который вступил в силу с мая. Получать услуги автосервиса вместо денег за разбитую машину таким автомобилистам стало невыгодно. Трехмесячный «тест-драйв» нововведения показал: им остались недовольны и многие «честные» автомобилисты, а ведущие автосервисы Благовещенска оказались не готовы работать в новых условиях.

- Казалось бы, правильный и нужный закон, но имеющиеся нюансы портят первое впечатление, - говорит руководитель службы аварийных комиссаров
Алексей КАМЕНЩИКОВ. - К примеру, закон работает, если место ДТП или место проживания пострадавшего в аварии находится не дальше, чем автосервис, который может предоставить страховщик. А у нас в области все основные качественные автосервисы сосредоточены в Благовещенске. Соответственно, на натуральное возмещение может рассчитывать малая часть амурчан.

Пострадавший выбирает один из предложенных страховой компанией сервисов, с которыми заключен договор, и отправляется к ним с направлением. К примеру, в один из ведущих в Приамурье автохолдингов, специализирующихся на японских автомобилях. И получает отказ - с клиентом здесь работать не готовы, потому что сервис не согласен ремонтировать пострадавший в аварии автомобиль по ценам, разработанным в соответствии с единой методикой Центробанка. Тарифы его попросту не устраивают, а работать в убыток никто не хочет.
Или, как вариант, невозможность подобрать запчасти для конкретного автомобиля. Автопарк в Приамурье в целом довольно устаревший, «праворукий», и для некоторых моделей заводы уже не выпускают запчасти, а закон предусматривает установку новых оригинальных деталей. Автовладелец может заключить со страховщиком и сервисом дополнительное соглашение об установке контрактных запчастей, но это возможно лишь по обоюдному согласию.

Если услуги предложенного автосервиса по каким-то причинам оказались недоступны, клиент может рассчитывать на замену натурального возмещения традиционной денежной выплатой или, по согласованию со страховщиком, предложить свой автосервис, готовый заняться ремонтом.

Алексей Каменщиков признается: пока нововведение в Приамурье не удалось испытать «в полную силу», поскольку наплыва к автоюристам водителей, получивших страховки с принятием поправок о натуральном возмещении, не было. Но и в имеющихся случаях обращений автомобилисты чаще получают денежные выплаты, а автосервисы не спешат заключать договоры со страховыми компаниями.

ОСАГО под контролем

Предыдущие годы выдались нелегкими для амурских автомобилистов: получить «автогражданку» для многих было сродни восхождению на Эльбрус. Ведущие страховые компании отчаянно сопротивлялись электронному оформлению полисов, навязывали амурчанам дополнительные услуги, а то и вовсе прекращали выдачу бланков ОСАГО.
С нового года предоставление возможности оформить полис в режиме онлайн стало обязательным для всех страховщиков, а за неисполнение этого требования юридическим лицам грозили крупные штрафы. Время показало - метод кнута оказался удачным. По крайней мере, количество жалоб, связанных с ОСАГО и поступивших в Банк России от жителей Амурской области, сократилось.

- В апреле поступило 213 обращений от амурчан, в июне - 137, и большая часть из них касается неверного применения КБМ при заключении договора, - подчеркивают в отделении по Амурской области Дальневосточного Главного управления ЦБ РФ. - Существенная часть жалоб касается вопросов о сложностях с покупкой полиса на сайте выбранной потребителем страховой компании, поскольку происходит переадресация на сайт другого страховщика.

Тем не менее, отмечают в Банке России, независимо от того, полис какой страховой компании приобрел автолюбитель, он будет защищен - все страховщики, продающие ОСАГО, входят в Российский союз автостраховщиков, который имеет компенсационный фонд. Поэтому предлагаемой переадресации бояться не нужно - каждый электронный договор ОСАГО, заключенный с любым лицензированным страховщиком, имеет юридическую силу.

Также в амурском отделении имеются сведения о навязывании дополнительных услуг автомобилистам - 2 случая в июне - и отказе в оформлении полиса ОСАГО - 10 случаев в том же месяце.

Все жалобы потребителей, поступающие в Банк России, в обязательном порядке рассматриваются, по каждому из обращений проводится работа с целью выяснения всех обстоятельств. В случае необходимости в страховую компанию направляются запросы, на которые страховщики реагируют. Если страховая компания не выполняет закон, в том числе и в части продаж полисов ОСАГО в электронном виде, то Банк России применяет меры надзорного реагирования.

Полис по старинке

Многие автомобилисты по-прежнему предпочитают оформлять «автогражданку» по старинке: в офисе страховой компании. В этом случае ожидание заветного документа затянется: даже с приходом электронного сервиса очереди в офисе ведущего амурского страховщика меньше не стали. В компании, куда мы обратились в надежде оформить полис, нас предупредили: очередь расписана на месяц вперед, а тем, кто желает к ней присоединиться, нужно ежедневно являться в офис и отмечаться в списке.

В день нашего визита в страховую компанию входную дверь благовещенского офиса и вовсе венчала бумага, сообщающая о том, что «в связи с технической неполадкой полисы ОСАГО временно не выдаются». Будем надеяться, это не очередной тактический ход одного из крупнейших игроков российского страхового рынка.

Кстати, за несколько месяцев число водителей в Приамурье, защищенных «автогражданкой», выросло в разы - такие выводы на основании ежесуточного мониторинга ДТП делают автоюристы. Если в начале года, на фоне проблем со страховками, из 100% автомобилистов, попавших в аварии, до 30% не имели полиса ОСАГО, то сегодня не застрахованными оказываются лишь 1-2 человека из общего числа участников ДТП за сутки.

Техосмотр на камеру

Еще одно возможное нововведение - обязательная фото- и видеофиксация техосмотра автомобилей. Над поправками в закон о техосмотре, которые были вызваны участившимися случаями фиктивного прохождения техосмотра за отдельную плату, которыми грешили и страховые компании, сейчас работает Минэкономразвития.

Защита от метеорита

Если полис ОСАГО актуален лишь в случаях дорожно-транспортных происшествий с участием двух и более автолюбителей, то КАСКО способен защитить автомобиль от всех возможных происшествий: при отсутствии страховки у второго участника ДТП, стихийных бедствиях и противоправных действиях третьих лиц. Однако в Приамурье это направление практически не развито.

- Работать с владельцами КАСКО приходится нечасто, - говорит Алексей Каменщиков. - Рынок машин старый, убыточность страховых компаний большая, да и автомобилистам зачастую не по карману такая защита - стоимость полиса добровольного страхования составляет, как правило, 5-10% от рыночной стоимости автомобиля. Кто будет платить, помимо ОСАГО, еще 20 тысяч в год за КАСКО, если личный автомобиль стоит 200 тысяч рублей?

И все же по возможности амурчане стараются защитить свое движимое имущество дополнительным полисом добровольного автострахования. Порой - совсем не зря. На практике автоюристов нередки эпизоды, когда недоброжелатели портили припаркованный транспорт, поцарапав его гвоздем - это один из страховых случаев. Однажды на крышу автомобиля с высоты нескольких этажей упал флакон духов - удар получился настолько сокрушительным, что владельцу четырехколесного «коня» пришлось полностью заменить крышу, изрядно потратившись на ремонт. В его случае расходы взяла на себя страховая компания. «До челябинского метеорита автомобилисты с иронией воспринимали один из пунктов договора страхования, предусматривающий выплаты при падении на машину летательных аппаратов и иных предметов с неба, - обращает внимание Алексей Каменщиков. - А сейчас обязательно уточняют, есть ли этот пункт в договоре».

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости