Приоритетным направлением деятельности военной прокуратуры является противодействие коррупции

Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от 15.12.2008 «О противодействии коррупции» (далее – Закон) определено, что под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица.

Согласно статье 13 Закона граждане Российской Федерации, за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что своевременное пресечение и выявление подобных правонарушений существенно способствует общей профилактике коррупции, в том числе преступлений коррупционной направленности, так как непринятие мер по противодействию административным правонарушениям в сфере коррупции является обстоятельством, способствующим формированию у отдельных лиц ошибочного представления о вседозволенности коррупционных действий. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что качественная работа по противодействию коррупционным правонарушениям образует составную часть общей комплексной политики государства по профилактике коррупционной преступности.

Итак, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях содержится свыше 20 составов административных правонарушений коррупционной направленности.

Элементы коррупционности содержатся в правонарушениях, связанных с процедурами проведения выборов и референдумов (статьи 5.16, 5.17, 5.18, 5.19, 5.20, 5.45, 5.47, 5.48, 5.50 и 5.52 КоАП РФ): вмешательство в работу избирательной комиссии, подкуп избирателей, непредоставление сведений о поступлении и расходовании средств на подготовку и проведение выборов, нарушения при финансировании или материальной поддержке избирательной компании, при выделении площадей для размещения агитационных материалов и т.д. За эти правонарушения предусматриваются штрафы в разном размере.

В области охраны собственности (если нет признаков состава преступления) предусмотрена административная ответственность за мелкое хищение (статья 7.27 КоАП РФ). Мера наказания - штраф или административный арест. Также статьями 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за правонарушения, совершенные при осуществлении государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Административная ответственность наступает в следующих случаях: нарушение сроков опубликования или не опубликования информации о заказе, необоснованный отказ в допуске к участию в аукционе, включение в конкурсную документацию указания на товарные знаки или наименование производителя и прочие, разглашение сведений об участнике размещения заказа до подведения результатов аукциона, а также нарушение других связанных с заказами процедур и требований. Мера наказания - различные штрафы.

К коррупционным административным правонарушениям относится и часть правонарушений в области финансов, налогов и сборов (если нет признаков состава преступления). Так, нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (статья 15.14 КоАП РФ) влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до
50 000 рублей.

Согласно статье 19.28 КоАП РФ ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица влечет наложение на юридическое лицо штрафа в размере до стократной суммы предложенного незаконного вознаграждения.

В соответствии со статьей 19.29 КоАП ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего или бывшего государственного служащего - штраф для граждан от 2 000 до 4 000 рублей; для должностных лиц - от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

Качественное выполнение органами государственной власти, включая правоохранительные органы, работы по пресечению, выявлению и раскрытию названных административных правонарушений поможет повысить  результативность комплексной деятельности по противодействию коррупции, в том числе наиболее опасным ее разновидностям, таким как коррупционные преступления.


Сергей ХОХЛАЧЕВ,
Помощник военного прокурора
36 военной прокуратуры гарнизона
лейтенант юстиции

Фото предоставлено 36 военной прокуратурой гарнизона

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости