День защиты детей будут отмечать амурчане 1 июня

Любимый с детства праздник – День защиты детей - лично для меня всегда ассоциировался с началом лета и школьных каникул, а смысл его понимался нами, тогдашними детьми, с трудом. Какое же место занимает этот праздник в нашей истории? Когда, как и зачем он образовался?

Берегите своих детей!

Подготавливая материал в рубрику, я случайно нашла в интернете великолепное стихотворение Эдуарда Асадова, которое предлагаю и вам.

Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились…

Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну, а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка?
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите.
Это счастья короткий миг,
Быть счастливыми поспешите!

Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти,
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе…

Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться,
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите, пожалуйста, детство!

Так с чего все началось? Международный день защиты детей уже несколько десятков лет более чем в 60 странах отмечают 1 июня. Данные о нем появились еще в 20 годах прошлого века с инициативы Генерального консула Китая в Сан-Франциско. Документы консульства гласят о том, что именно он отыскал детей, лишившихся родителей, и организовал для них в первый день лета национальный праздник — 端午节 (duānwǔjié, дуань у цзе) – праздник "двойной пятерки", или Фестиваль драконьих лодок (5-го числа 5-го месяца по лунному календарю, обычно приходится на июнь). Так совпало, что параллельно с этим событием в Женеве 1 июня проходила первая международная конференция, рассматривающая насущные проблемы благополучия детей и подростков. Эти события и способствовали зарождению идеи праздника, посвященного детям.

Официально праздник был установлен 1949 году на ноябрьском Конгрессе международной демократической федерации женщин. Первый в мировой истории День защиты детей отмечали 1 июня 1950 года в 51 стране мира, включая СССР и КНР. Целью праздничных мероприятий было привлечение внимания к проблемам маленьких жителей планеты, а также защита их от голода и войны. В 1959 году представители ООН составили Декларацию прав ребенка, включающую ряд статей по законной защите несовершеннолетних граждан. Декларация не имела юридической силы, но ее рекомендации охотно приняли во многих государствах. Однако главный документ, определяющий обязанности государств перед детьми, был принят только через 30 лет, в ноябре 1989 года. Этим документом стала Конвенция о правах ребенка, подготовленная ООН. Верховный Совет СССР ратифицировал ее 13 июля 1990 года, а 15 сентября конвенция вступила в законную силу. Всего в документе содержится 54 статьи, регулирующих права детей и обязанности взрослых по отношению к ним. Международный день защиты детей имеет собственный флаг.

Непраздничные проблемы

Все чаще в последнее время мы стали слышать о так называемых гиперактивных детях, о том, как сложно им адаптироваться среди сверстников, и о том, как непросто общаться с ними окружающим. Но как отличить непоседливость от гиперактивности или даже неадекватности? Что делать родителям таких детей? Как защитить свое чадо от нападок окружающих? На эти и другие вопросы отвечает клинический психолог из   г. Благовещенска, Ирина ДЗЮБА.

Когда в классе появляется слишком активный ученик, который не может сидеть за партой, бегает по классу прямо на уроке, не слушает педагогов или дерется с одноклассниками, администрация школы начинает искать пути решения проблемы. И чаще всего они ограничиваются обращением к родителям ученика с требованием перевода его в другую школу. При этом зачастую используются термины, подчеркивающие неадекватность ребенка, хотя проблема касается только его поведения, излишней активности, а не умственных способностей. И взволнованные родители, поддавшись напору педагогов, переводят ребенка в другую школу в надежде, что там ему будет лучше.

Однако и в другой школе ребенок доставляет все те же проблемы, а новый педагогический коллектив точно так же требует забрать ребенка из школы либо перевести его на индивидуальное обучение, где нет рядом сверстников, а значит и социальной среды. И перед родителями встает вопрос о защите своего ребенка.

Мама, защити меня!

Путей решения проблемы несколько, причем использовать надо не один, а сразу все. Конечно же, определить точно, гиперактивен ребенок или просто непоседлив, может только врач-невролог. А дальше в работу вступает психолог. При гиперактивности специалист по психологии предложит провести с ребенком ряд занятий по выявлению его сильных и слабых сторон, по снижению гиперактивности путем вовлечения в различные психокоррекционные игры, давая ему задания, требующие выброса энергии и т.п. Второй, не менее значимый путь решения проблемы – это внимание учителя на уроке. Гиперактивному школьнику требуется постоянное движение, поэтому ему надо давать задания, связанные с физической активностью: вытереть доску, пройтись по классу, сходить в учительскую, даже поприседать несколько раз. То есть ребенка надо постоянно занимать, раз он не может сидеть за партой! И это тоже обязанность педагога. Надо сделать так, чтобы ребенок уставал и сам, наконец-то, садился, хотя бы ненадолго. Очень важна роль учителя начальных классов и в организации досуга ребят на переменах: наиболее активных и гиперактивных учеников вовлекать в подвижные игры, в то время, как спокойным ребятам и девочкам подойдут менее активные движения.

Детская гиперактивность в настоящее время становится большой проблемой, и об этом надо говорить. Практически в каждом классе сегодня есть по 2-3 гиперактивных ребенка. Однако учителя, особенно зрелого возраста, не желают с этим считаться, предполагая, что гиперактивных детей не бывает, а тому, кто себя ведет не так, как все, требуется лечение у психиатра или учет в инспекции по делам несовершеннолетних.

Работа для взрослых

Задача учителей, родителей, психологов – приложить все усилия, чтобы гиперактивный ребенок стал пусть не спокойным, но хотя бы просто активным. А подчиняясь через силу общим правилам и не давая выхода своей мощной энергии, ребенок применит ее в разрушительных целях – станет драться, ломать предметы, разбивать окна и т.п. Но при всем при этом у него может быть вполне высокий IQ – коэффициент интеллекта!

Изоляция ребенка в виде индивидуального обучения, например, в домашних условиях, тоже не приведет ни к чему хорошему, ведь он так и не научится вести себя в социуме со своей неуемной энергией.

Советы психолога:

  • гиперактивного ребенка надо почаще хвалить, поощрять за конкретную деятельность, придерживаясь модели: один раз поругать, семь раз похвалить;
  • система запретов должна сопровождаться альтернативным предложением, чтобы ребенок от разрушительного вида деятельности перешел к не менее активному, но созидательному;
  • старайтесь не раздражаться, повторяйте одно и то же много раз ровным тоном, пока ребенок не запомнит это;
  • не навязывайте ему жестких правил;
  • научите выплескивать его энергию наружу без вреда для живых существ (людей, растений, животных), бить палкой по земле, кидать камни туда, где никого нет и т.д.;
  • учите ребенка управлять гневом и агрессией.

 

Подготовила Виктория Большакова

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости