У амурского туризма хорошие перспективы!

Туризм - одно из шести экономических направлений, указанных главой Амурской области Василием Орловым в качестве приоритетных. Экономист со стажем понимает, что при должном развитии отрасль способна дать такой эффект, который окажет положительное влияние на разные сферы жизни региона и амурчан, повлечет качественные изменения к лучшему. Большие туристические возможности региону в ближайшие годы откроет строительство моста и канатной дороги через Амур, что позволит снять транспортные ограничения.

В 2018 году исполняется 30 лет с тех пор, как начался обмен туристическими группами между приграничными территориями - Амурской областью и провинцией Хэйлунцзян, у них появились хозяйственные и гуманитарные связи. За годы сотрудничества они заметно окрепли. В течение последних пяти лет среди регионов страны Амурская область стабильно занимала третье место по приему китайских туристов. В этом году на одну позицию ее обогнал Санкт-Петербург. Интерес к Северной столице очевиден - городу есть чем удивить китайских туристов, к тому же сюда открываются прямые перелеты из Китая. Так что Приамурье сегодня держит четвертое место. Но учетные показатели здесь не упали, а, напротив, растут. Только в прошлом году прибыло 94,4 тысячи китайских туристов, прирост по сравнению с 2016 годом - 17%. И перспективы, по оценкам специалистов, хорошие.

- Туризм в Амурской области - одна из отраслей, которая потенциально может дать большой рост региональной экономике благодаря своему мультипликативному эффекту, - отмечает и. о. министра внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области Екатерина Киреева, - ведь это универсальное направление, включающее в себя много отраслей. Оно играет важную роль в занятости населения. При грамотном управлении и правильной организации работы практически в любом регионе от туризма можно получить очень хороший эффект. Амурская область обладает большими конкурентными преимуществами. Прежде всего это уникальное географическое положение. Потенциал въездного туризма обеспечен именно близостью к ведущему поставщику китайских туристов - рынку КНР. Причем мы ориентированы не только на тех туристов, кто сразу приезжает в приграничный город Хэйхэ, чтобы посетить Россию, но и на внутренний поток туристов, чьи поездки активно стимулируются КНР на государственном уровне. Это туристы, посещающие город Хэйхэ, в частности, ту же курортную зону Удалянчи. Здесь сформирован большой рынок - приезжает от двух до трех миллионов человек в год. И, конечно, нашему региону интересно привлекать часть этого потока. В прошлом году мы приняли 94,4 тысячи человек, и заинтересованы увеличивать этот показатель. Однако для того чтобы привести значительно больше китайских туристов, необходимо решить ряд задач. Одна из главных - развитие инфраструктуры, и прежде всего транспортной. Круглогодичного сообщения между двумя берегами Амура у нас нет. Поэтому строится мост и проектируется канатная дорога. Это уникальные проекты!

- Можно о них подробнее?

- Мост - проект глобального значения, и для туризма в том числе. Планируется, что объект сдадут в декабре 2019 года. По прогнозам, с 2020 года начнут набирать обороты перевозки. Многое будет зависеть от решений на федеральном и международном уровнях. В первую очередь работаем над тем, чтобы сделать возможным пересечение госграницы в пункте пропуска в районе моста физическими лицами на личных автотранспортных средствах с числом посадочных мест до восьми. Чтобы мы могли выехать в Китай на своих авто и к нам могли также приехать китайские соседи. Это можно закрепить юридически на уровне межправительственных договоренностей, но более серьезная задача состоит в том, чтобы определить глубину доступа - как далеко на территорию принимающей страны смогут заехать иностранные туристы. В перспективе видим развитие международного автотуризма.

Второе направление, которое можно будет развивать, - международные пассажирские маршруты. Например, туристы садятся на автобус в Харбине и едут по определенному маршруту следования в Благовещенск или другой город области. Такие маршруты формируются исходя из востребованности и заявок перевозчиков. Не будем забывать про направление делового туризма. Это поездки, связанные с деятельностью резидентов территорий опережающего развития, экспортеров, проведением на территориях двух приграничных регионов различных конгрессно-выставочных мероприятий. Заявленная пропускная способность моста - 2 миллиона человек в год, а канатной дороги - 2,5 миллиона. Но это не означает, что такой поток пойдет сразу, как закончатся стройки. Это перспективы. Когда Ростуризм давал оценку нашему проекту канатной дороги, то назвал ее «новым перспективным туристическим объектом дестинации». То есть она будет не только служить для туристических передвижений, но и сама по себе, располагаясь на двух берегах между двух государств, станет достопримечательностью. Сейчас идет проектирование объекта. Ждем итогов. Думаю, в ближайшие месяцы будут определены сроки строительства.

- Что еще предпринимается для увеличения турпотока?

- Ведется реконструкция дейст-вующих пунктов пропуска на территории области, внедряются предложения по улучшению их работы, чтобы сделать более удобными для туристов. Особенно в туристические сезоны. Недавно мы провели эксперимент с китайскими коллегами - в экспериментальном порядке (пока только на месяц) синхронизировали время работы пунктов пропуска Благовещенска и сопредельного Хэйхэ. Получили хороший результат в плане пассажиропотока. Постепенно оптимизируем расписание. Ежедневно у нас по Амуру теперь курсируют 9 теплоходов (раньше было шесть). Строительство моста и канатной дороги, более современные условия работы пунктов пропуска, улучшение условий для пересечения госграницы в пунктах пропуска в совокупности позволят нам решить ряд вопросов. Однако кроме транспортной инфраструктуры в амурском туризме необходимо развивать и такой блок, как туристические объекты.

- Процесс идет?

- Да, бизнес видит увеличение турпотока и находит решения, выходит с предложениями. В высокой степени готовности в Благовещенске находится гостиница известного международного бренда. Ждем открытия к концу года. Надеемся, все сложится и мы сможем предложить туристам еще более качественные услуги для проживания. Сегодня обсуждаются и очень интересные объекты показа. Тема сложная, требуются частные инвестиции. Государство может помочь с созданием каких-то обеспечивающих объектов, как было в случае с нашим туристско-рекреационным кластером, когда создали инженерные структуры и это уже позволило планировать строи-
тельство ряда туробъектов. Предстоит серьезная комплексная работа в плане формирования и развития новых туристических маршрутов. Конечно, мы выделяем Благовещенск как центр притяжения. Город, со своей историей, архитектурой, развитой сетью объектов общественного питания и торговли, находится вблизи Китая и удобен в посещении. Но к нам поступают заявки от наших российских и китайских партнеров на маршруты в районы Приамурья, поэтому идет развитие сельского туризма. Можно посетить близлежащие районы, где активную работу в этом плане проводит местная администрация, есть интересные объекты показа.

- Какие из них пользуются особой популярностью у китайских туристов?

-Поездка в село Ивановка. Это как некое знакомство с традиционным русским селом, его бытом и укладом жизни. Предусмотрено посещение музея, который рассказывает историю, причем не только в экспонатах. Люди работают в живой интерактивной форме - поют и танцуют, передают фольклор в национальных костюмах. Далее - дегустация блюд, посещение домов, а летом еще и прогулки на огород и озеро с лотосами. Плюс можно купить сувенирную продукцию, которую делают в том числе местные умельцы. В Благовещенском районе внимание туристов привлекает село Игнатьево. Там находится один из старейших объектов религиозного культа области - православная церковь. А еще мастерская амурской майо-лики. Это разновидность керамики:
обожженную глину расписывают гла-зурью. В мастерской можно посмотреть технологию, получить мастер-класс и приобрести сувенирную продукцию.
Также предлагаются маршруты на юг и север области. На юге основные точки притяжения - Бурейский и Архаринский районы с природным парком Бурейским, Хинганским заповедником. Они востребованы, но это не массовый туризм, а группы, которые заинтересованы пойти вглубь области, как правило, по комплексному маршруту. Север тоже интересен: люди готовы заплатить за перемещение на далекое расстоя-ние, хотят познакомиться с дикой природой. Но таких пока - единицы. Прорабатываем новые предложения. В частности, смотрим перспективу условно северного направления - космодром Восточный.

- А что у нас со внутренним турпотоком?

- Тоже растет из года в год. Исходя из транспортной и географических составляющих, самыми активными нашими посетителями являются ближайшие соседи - жители
Якутии, Хабаровского края, ЕАО. Приезжают гости и из других регионов. В 2017 году по линии внутреннего туризма Приамурье посетило 286 тысяч человек. По сравнению с 2016 годом прирост около 5%. Это те туристы, кто останавливаются в наших гостиницах, ездят на экскурсии, пользуются общепитом, ходят в торгово-развлекательные центры. Многие приезжают для участия в различных мероприятиях - это деловой или событийный туризм. В целом как въездной, так и внутренний туризм в Приамурье имеют перспективы. Работа в обоих направлениях ведется большая и серьезная. А развитие туризма - это формирование новых рабочих мест, возможность заработка для предприятий и предпринимателей, дополнительные налоговые отчисления, а значит, пополнение бюджета и многое другое. Это тот самый мультипликативный эффект, который при правильном подходе должна получить Амурская область.

Глава Амурской области Василий Орлов в интервью газете «Амурская правда»:
- В глазах огромного азиатского мира, то есть для всех японцев, китайцев, корейцев, российский Дальний Восток является частью Европы. Приезжая к нам, они имеют возможность посмотреть на европейскую культуру. А нам для этого первым делом нужно обеспечить чисто технические возможности. Вы знаете, что строится мост через Амур - важнейший проект, внимательно слежу за строительством. Должны сдать в срок. Второе - это канатная дорога. Это не просто аттракцион для туристов. Я уверен, что она действительно позволит сделать пересечение границы комфортным и повлияет на развитие пограничного туризма.

Текст: Наталья ЛАРИНА.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости