Лайфхаки для амурчан: как не стать жертвой мисселинга

Амурскую область, как и другие регионы России, не обошло стороной такое явление, как мисселинг — предоставление одних финансовых услуг под видом других. Попробуем разобраться из-за чего это происходит, и как избежать мисселинга.

С мисселингом можно столкнуться в любой финансовой организации: страховой компании, негосударственном пенсионном фонде или управляющей компании паевого инвестиционного фонда. Однако, по статистике жалоб в Банк России, чаще всего мисселинг встречается в банковской сфере.

Так, придя в банк, чтобы продлить срок вклада, клиенту могут предложить инвестировать средства в акции какой-либо компании, мотивируя это тем, что ставки по депозитам значительно снизились. При этом человеку никто не объясняет, что это не банковский продукт, и он не застрахован государством.

Чаще всего под видом «вклада с повышенной доходностью» предлагают полисы инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). В Амурской области в первом полугодии 2018 года количество заключённых договоров страхования жизни увеличилось более чем в полтора раза, а сумма страховых сумм по ним увеличилась почти вдвое. Данный продукт интересен тем, что он сочетает в себе не только страховку, но и инвестиционный инструмент, который позволяет получать доход за счёт вложения денег в различные активы. К ним относятся ценные бумаги, драгоценные металлы, недвижимость и другие. Но практика показывает, что полученная доходность не всегда соответствует обещанной.

Выступая агентами различных финансовых институтов, банки за продажу их продуктов получают комиссионное вознаграждение. Поэтому имеют место случаи, когда в кредитных организациях не разъясняют слабые стороны высокодоходных инструментов, хотя в законе о защите прав потребителей говорится, что человек должен получить полную информацию о товаре или услуге перед их покупкой.

Как защитить себя от мисселинга?

Подробная информация о выбранном финансовом продукте или услуге указана в договоре. Прежде чем его подписать, возьмите копию домой и досконально изучите все пункты. Во-первых, обратите внимание на то, с кем именно вы заключаете договор: с банком или другой организацией? Кроме того, застрахованы ли ваши инвестиции государством? Внимательно проанализируйте размер доходности по вашему вложению, используя статистику доходности за предыдущие периоды. И, наконец, подумайте, на какой срок вам нужно заключить договор, и не потеряете ли вы деньги, если захотите расторгнуть его раньше указанного срока.

Если на какие-то вопросы ответы не найдены, не постесняйтесь обратиться за консультацией к сотруднику финансовой организации — речь идёт о ваших деньгах.  

Кроме того, в целях информирования граждан об особенностях, предлагаемых финансовыми институтами инвестиционных продуктов, Банк России рекомендовал кредитным организациям пользоваться специально разработанной формой.

Ещё одним надёжным средством по противодействию недобросовестным практикам на рынке финансовых услуг является повышение финансовой грамотности граждан. В качестве источника информации можно использовать сайт Банка России «Финансовая культура» www.fincult.info.

«Финансовая неграмотность граждан нередко становится предпосылкой для получения услуг, которые совершенно не входили в первоначальные планы. Незнание сути финансовых инструментов в итоге приводит к навязыванию различных страховок, умалчиванию о скрытых комиссиях, замене одного финансового инструмента на другой» — отметил управляющий Отделением по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации Владимир Волков.

Что делать, если вы стали жертвой мисселинга?

Отказаться от ненужной услуги, либо вернуть частично или полностью уплаченные деньги покупатели страховок могут в так называемый «период охлаждения». Его длительность составляет минимум 14 календарных дней с момента заключения договора. При этом важно понимать, что «период охлаждения» распространяется только на полисы добровольного страхования, приобретённые физическими лицами. На обязательные виды страхования, например, ОСАГО, данный период не распространяется.

Можно попробовать доказать факт того, что вас вели в заблуждение при подписании договора об оказании финансовых услуг. В качестве доказательства необходимо представить аудио- или видеозапись общения с работниками компании. Подобные разбирательства будут проводиться в судебном порядке.

Если вы считаете, что ваши права нарушены, обратитесь с жалобой в Банк России. Регулятор рассмотрит обращение и при необходимости выдаст организации предписание об устранении нарушений. Жалобу можно направить через электронную форму, а также по почте или лично в Отделение по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации. Адреса и телефоны можно посмотреть на сайте Банка России www.cbr.ru.

 

Фото: pixabay.com

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости