Амурские студенты-медики, ординаторы и врачи совершенствуют свои навыки при помощи роботов-симуляторов

Амурские студенты-медики, ординаторы и врачи совершенствуют свои навыки, сдают экзамены и проходят аккредитацию, работая не только с живыми пациентами, но и с современными роботами, имитирующими все жизненные процессы пациента. Для них могут создать практически любые условия: родильный зал, место ДТП, паникующих и мешающих работать врачу родственников пациента. Ведь врач должен быть готовым ко всему.

Новые лапороскопические и кардологические симуляторы, «виртуального пациента» (с ним можно «общаться», собирать жалобы, «направлять на анализы» и «назначать лечение», а потом выдается отчет - насколько грамотно вы провели лечение), а также другие новинки планируют закупить для Аккредитационно-симуляционного центра, что работает в Амурской медакадемии. Он создан для обучения студентов и для послевузовского образования - ординаторов и врачей, которые проходят повышение квалификации.

- Мы погружаем нашего обучающегося в реальную среду, но с нереальным пациентом, - объясняет руководитель центра Сергей Ходус. - Здесь настоящее медицинское оборудование, высокотехнологичные роботы-симуляторы могут симулировать все жизненные функции пациента. Самое главное - у нас есть возможность воссоздать те ситуации, которые обучающийся не всегда может встретить во время своего обучения в больнице. Например, не всегда есть пациент с пневмонией. А здесь все возможно воссоздать. Или остановка сердечной деятельности - если раньше это было только теоретическое обучение, ведь никто не подпустит студента реанимировать пациента, то последние годы можно проводить отработку практического навыка.

Половина центра устроена по типу симулированной клиники - то есть воссоздана вся обстановка, включая настоящее медицинское оборудование. Например, имеется помещение, имитирующее палату приемного покоя, процедурные кабинеты, залы для отработки отдельных навыков, зал катастроф (здесь могут, например, воссоздать место ДТП с помощью видеопроектора и пятиканального звука), палата реанимации (на настоящем оборудовании реанимируют роботов-пациентов, которые симулируют все функции организма), палата неонатологии (обучающиеся «выхаживают» робота-новорожденного), родильный зал (имеется робот-роженица, которой можно даже делать кесарево сечение, а «рожденный» ею «младенец» может быть в разном состоянии - в зависимости от того, какую программу заложат), а также ряд помещений, которые используются в зависимости от потребностей. Оборудование разное - есть не только высокотехнологичное, но и относительно «простое»: например, «пациент», на котором отрабатывают уход за лежачим больным (это просто кукла со сгибающимися конечностями) до самого высокотехнологичного. Имеются отдельные манекены для измерения давления, ушивания ран, аускультативный тренажер (на нем можно слушать фонендоскопом дыхательные и сердечные тоны), тренажер для восстановления проходимости дыхательных путей, интубации трахеи.

Со многими роботами можно «пообщаться», спросить, что «болит». Отвечать за него будет оператор, который сидит за стенкой. Вообще, студенты, ординаторы и врачи заходят в залы без своих преподавателей или экзаменторов и могут рассчитывать только на себя. А специалисты следят за их работой либо с помощью видеокамер, находясь в специальном зале, либо из комнаты с зеркальным стеклом. По словам Сергея Ходуса, в таких условиях работать в чем-то сложнее, чем с реальным пациентом.

Кстати, с недавнего времени в центре стали внедрять и так называемых стандартизованных пациентов. Это актер, играющий больного с определенными жалобами, знающего, как отвечать на те или иные вопросы доктора. Причем это не обязательно человек, отвечающий «по учебнику». Он может быть и «напуганным пациентом», который от страха ничего толком объяснить не способен, а может только показать, что «болит здесь». Актеры могут играть и роли «напуганных родственников», которые врываются в кабинет к врачу, чтобы «наводить панику», своими советами и криками мешая доктору работать. В общем, условия отнюдь не «тепличные», а приближенные к тем, что эскулапы могут встретить на практике.


Симуляционный центр существует с 2014 года. За четыре года работы менял свое название, с недавнего времени - Аккредитационно-симуляционный центр. Изначально здесь проводилось обучение и внутренние экзамены медакадемии, с недавнего времени -  аккредитация по единым общероссийским программам с получением документов, которые признают по всей стране.

Уже выпускники 2017-2018 годов стали проходить здесь процедуру аккредитации. А ординаторы по всей России только с текущего года будут аккредитовываться по 13 специальностям, возможно, и в амурском центре в том числе. Это единственный на Дальнем Востоке и один из немногих в России центров со вторым уровнем аккредитации.
 

Он дает право проводить не просто обучающие занятия, но и участвовать в аккредитации и сертификации специалистов. Уровни присваиваются Всероссийской общественной организацией РОСОМЕД («Российское общество симуляционного обучения в медицине»). А третий, высший уровень, дает право заниматься еще
и методической деятельностью. Впрочем, амурские специалисты и так уже входят в составы рабочих групп по разработке станций аккредитации. К примеру, три из пяти имеющихся в стране станций для студентов лечебных факультетов разработаны с участием амурчан.

Сергей НАБИВАЧЕВ.
Фото предоставлено Сергеем Ходусом.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости