Коптеры начнут регистрировать в России

С 27 сентября беспилотные летательные аппараты весом от 250 граммов нужно будет регистрировать. Заявления будет принимать Росавиация. Процедура бесплатна.

Кровь и перья

Коптеры становятся все более популярными среди амурчан. Цены на беспилотники могут быть очень разными: от нескольких тысяч до сотен тысяч рублей. А особо «навороченные» модели промышленных дронов стоят миллионы. Тем, кто хочет купить свой первый квад-рокоптер, оператор телекомпании «Альфа-канал» Андрей Молев советует брать что-то с рук, потому что выйдет дешевле. Не стоит думать, что сразу возьмете и полетите: для этого нужно тренироваться. Поэтому берите то, что не жалко разбить. С этой же точки зрения: не надо покупать что-то из последних моделей, лучше покупать что попроще. А еще не берите… серые летательные аппараты. Их по какой-то причине очень не любят голуби. Нападают, возможно, принимая за соперника. Бывает, возвращается дрон, он весь в крови и перьях.

Сфера применения дронов очень широка. Кто-то просто покупает их ребенку как игрушку. Некоторые используют их для съемок - это операторы телекомпаний, кинооператоры, просто любители делать красивые ролики. Некоторые на этом неплохо зарабатывают. Беспилотники могут участвовать в гонках. Дроны можно снарядить самым разным оборудованием: от камеры до тепловизора.

Беспилотники бывают любительские (хотя и они могут быть довольно большими и дорогими), профессиональные и промышленные. Действительно больших  дронов у нас в области немного. Что касается верхней границы, обозначенной в законе (30-килограммовые беспилотники), это огромные восьмивинтовые аппараты. Они нужны, к примеру, для профессиональной киносъемки. Там только камера может весить 8-9 кило. Плюс должен  быть серьезный двигатель, чтобы ее поднять. Но это уже очень серьезная аппаратура, и, когда ее используют, «пробивают» разрешение на перекрытие улиц, чтобы людей не было на улицах.

Беспилотники есть у различных федеральных структур - правда, их новый закон не касается. Они своих дронов давно поставили на учет.

230 граммов

Андрей Молев управляет рабочим квадрокоптером, который используется для съемок. Раньше был и личный, но его Андрей продал.

- Как раз в преддверии этого закона. Нужно регистрировать дроны от 250 граммов. Я увидел в новостях, что китайская компания, которая выпус-кает большую часть беспилотников, имеющихся на рынке, разрабатывает такие, которые будут весить 230 граммов, - поделился Андрей. - Думаю, очень многие на них будут переходить. А что касается регистрации, то это правильная вещь. Я сам был свидетелем экстремальных случаев, когда дрон падал в толпу. Слава Богу, не кому-нибудь на голову, а на асфальт.

От первого лица

Закон затрагивает и самодельные беспилотники. Вообще, под беспилотными аппаратами подразумеваются любые, «выполняющие полет без пилота или экипажа на борту и управляемые в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов». Благовещенец, пилот спортивного дрона и призер соревнований по гонкам дронов Александр Запша собирает беспилотники и управляет ими в ручном режиме - это самый сложный способ пилотажа. Покупные дроны, к примеру, обычно управляются с помощью спутника.

- Аппараты у нас разные. От маленького, который диаметром 75 миллиметров, до коптера диаметром 230 миллиметров. У нас дроны отличаются тем, что ты управляешь именно с него, ты видишь картинку с него. Да, они более маневренные, но очень сложно научиться летать. Нужно активно позаниматься хотя бы от трех месяцев - и тогда ты начнешь просто летать. А так -  нужно годик поучиться, и тогда более или менее будешь уверенно себя чувствовать. Много надо теории знать, много в плане компьютеров, нужно программировать и так далее. Обширные знания дает это хобби. Аппараты используются для гонок, для фристайла: какая-нибудь экшн-камера ставится на дрон и он летает между деревьями, между какими-то конструкциями и так далее, - говорит Александр. - Как будет регистрация, так будем регистрировать - ничего в этом такого нет. Наоборот - мы за нормальные полеты.

При этом он отметил, что аппараты постоянно перебираются. При каждой модификации, согласно правилам, нужно регистрировать дрон заново. К примеру, сейчас Александр Запша планирует перебрать два беспилотника и создать из них нечто новое. По всей видимости, при каждом таком случае придется заново подавать заявку.

Доисторический штраф

Новый закон пока вызывает немало вопросов у пользователей коптеров. Они пока не совсем понимают, кто будет вообще следить за регистрацией, ловить нарушителей и выписывать им штрафы. Существует даже мнение, что некоторые просто не станут утруждать себя регистрацией. Якобы вероятность быть пойманным не так уж велика. А если и поймают, то штраф не слишком большой. Что такое две тысячи рублей, если ты с помощью квадрокоптера зарабатываешь десятки и сотни тысяч на съемках тех же свадеб.

Неясно также, почему законодатель пока не требует, чтобы человек умел пилотировать. Купить крайне аварийноопасный беспилотный аппарат, который способен в любой момент рухнуть, может кто угодно. Права, как на автомобиль, тут не выдаются.

Определенная правовая база, касающаяся беспилотников, в стране есть. Как разъясняет на своем сайте Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем, любые полеты таких аппаратов без специального разрешения на использование воздушного пространства запрещены. Его надо получить в соответствующем органе местного самоуправления.

Некоторые существующие штрафы выглядят несколько устаревшими. К примеру, Административный кодекс предусматривает штраф в 100 рублей и конфискацию пленки за «нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средст-вами радиосвязи с борта воздушного судна». Соответствующая санкция была принята в 2007 году. Возможно, в те, уже довольно далекие, времена кто-то еще снимал с коптеров на пленку.

***

Новый закон может касаться как серьезных промышленных  аппаратов, так и детских игрушек. И плюс еще самостоятельно сконструированных моделей. Вес подлежащих попаданию в базу данных дронов - от 250 граммов до 30 килограммов.

В Росавиации подчеркивают: не нужно слать заявления до 27 сентября. Их не будут рассматривать. Не пытайтесь отправлять через общественную приемную Росавиации или на электронную почту. Нужно отправлять либо почтой, либо через специальный портал учета беспилотных воздушных судов. Еще обещают открыть прием заявлений через портал госуслуг.

За полеты незарегистрированных дронов будут штрафовать. Если беспилот-ник принадлежит гражданину, то на две тысячи рублей. Юрлицу грозит штраф в 50-80 тысяч рублей. Если же при этом будет нарушено воздушное пространство (например, это бесполетная зона на границе, в районе аэропорта и так далее), физлицу могут выписать штраф в размере 20-50 тысяч рублей, а юрлицу - в 200-300 тысяч рублей. 

Газета "Телепорт"

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости