Сообщения о мошенничестве с биометрическими данными оказались фейком

Амурчане стали делиться в мобильных мессенджерах «страшилками» про биометрическую идентификацию в банках. Дескать, вам могут позвонить мошенники, заставить вас сказать слово «да», а потом использовать запись голоса, чтобы украсть деньги с вашего счета.

Сканировали сетчатку

Одна из таких аудиозаписей пришла и нашему корреспонденту. С первых же слов можно подумать, что это что-то из личного общения. Какая-то женщина, обращаясь к некой Надюше, просит передать важную информацию Сереже и вообще всем, кому можно, потому что «это на самом деле не игрушки». Нагнав страха, она напомнила, как в одном из банков ей снимали «сетчатку глаза и так далее и голосовой скан». Потом рассказала, что мошенники могут звонить под разным предлогом и подводить беседу, чтобы человек сказал слово «да». «И вот это твое «да» мошенники будут использовать. Потому что твое «да» уже все открывает ворота, - рассказывает женщина. - То есть могут и со счета списать, раз есть голосовое подтверждение твое. В общем, будьте бдительны. Я уже один раз на это напоролась». И дальше привела несколько примеров, которые якобы случились с ней и с ее знакомыми, когда кто-то звонил и вынуждал сказать слово «да».

По всей видимости, это фейк, специально заброшенный то ли для создания паники, то ли для развлечения.

Напомним, что в России внедряется система биометрической идентификации. У клиентов банков собирают так называемую биометрию: фотографируют лицо и записывают голос.  Биометрические данные позволят пользоваться банковскими услугами, не выходя из дома - посредством компьютера или смартфона. С помощью системы удаленной идентификации можно дистанционно открывать счета и вклады, совершать денежные переводы. У некоторых банков есть собственные биометрические системы. И не совсем понятно, о какой именно шла речь в аудиозаписи - то ли об общероссийской, то ли о внутренней банковской. В банке, о котором шла речь, от комментариев воздержались. А в «Ростелекоме», который  отвечает за Единую биометричскую систему, отметили, что с помощью записи голоса систему обмануть невозможно. Голос хранится в одном месте, лицо - в другом, персональные данные - в третьем. И мошенникам соединить все эти данные воедино практически невозможно. Кроме того, система умеет распознавать человека и отличить его лицо от фото или видео, а также голос живого человека от записи.

Еще отметим, что ни в Единой биометрической системе, ни во внутренней системе банка, который был упомянут, сетчатку глаза пока не «снимают», хотя и готовятся к этому. Так что анонимная женщина из «страшилки» не иначе как записывала послание из будущего.

Лженалоговая

ФНС сообщила о случаях мошенничества, когда россиянам подбрасывают в почтовые ящики якобы налоговые уведомления. На них qr-код, просканировав который, можно оплатить якобы налоги. Только вот деньги уходят не в налоговую службу, а мошенникам.

Как сообщили нам в УФНС по Амурской области, в регионе таких случаев пока не отмечено. Тем не менее амурчанам все равно нужно быть бдительными. Начальник отдела работы с налогоплательщиками УФНС по Амурской области Татьяна Приезжих объяснила, что в почтовый ящик может прийти только извещение о получении налогового документа, но никак не само уведомление. Если вдруг вы нашли в ящике сам документ, то это уже должно насторожить. Конверт с налоговым уведомлением имеет отличительные особенности. Вверху слева есть логотип ФНС, справа внизу - прозрачное окошко, где написан адресат и адрес. Такой конверт с налоговым уведомлением внутри могут дать только на почте.

- Самый лучший способ застраховать себя от таких мошенников - это подключиться к «личному кабинету» для физических лиц, - отметила Татьяна Приезжих. - Всем пользователям «личного кабинета» уведомления в бумажном виде не будут приходить. Хотя есть и практика, когда владельцы «личных кабинетов» специально отказываются от того, чтобы получать электронные письма. Если вы не отказывались от замены бумажных уведомлений электронными, то появление налогового документа в почтовом ящике уже должно насторожить.

В амурском УФНС просят всех, кто получит подозрительную платежку, обязательно обратиться в налоговую службу. Сделать это можно по телефону 8-800-2222222. Либо можно прийти в любую налоговую инспекцию.

Еще в последнее время амурчане недоумевают, почему вдруг налоговые документы приходят не из Амурской области или не из Кемерова (как многие привыкли), а из Красноярска. Но это как раз нормально. Сейчас документы могут прийти как из Кемерова, так и из Красноярска.

Газета "Телепорт", фото предоставлено Амурским филиалом ПАО «Ростелеком».
 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости