Опасный для Земли астероид ускорился

Необычное ускорение у потенциально опасного астероида обнаружили астрономы.

Скорость вращения потенциально опасного астероида Фаэтона изменяется со  временем, показали исследователи.

Потенциально опасный астероид Фаэтон в преддверии миссии, запланированной Японским агентством аэрокосмических исследований, изучала группа исследователей под руководством Шон Маршалл, планетолога из обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико. Как показали результаты наблюдений, вращение небесного объекта ускоряется постоянно.

Ученые, используя данные наблюдений за космическим "камнем" с 1989 по 2021 год, построили модель для определения формы Фаэтона при подготовке к миссии. Результаты моделирования, к удивлению исследователей, с последними наблюдениями не совпадали - времена, когда в модели объект светился ярче, не совпадали с фактическим изменением светимости астероида.

Исследователи предположили, что можно это объяснить тем, что за некоторое время до наблюдений 2021 года период вращения Фаэтона немного изменился. Вероятная причина - кометоподобная активность при прохождении перигелия (ближайшей к Солнцу точки орбиты). Астероид приближается к нашей звезде на расстояние до 21 млн км - в два раза ближе, чем Меркурий.

Как установили ученые, реальные наблюдения лучше всего описывает модель, где период вращения уменьшается на 4 мс в год. Отмечается, что хотя к настоящему времени открыто более одного миллиона астероидов, в том числе свыше 30 тысяч околоземных объектов, Фаэтон является только одиннадцатым примером изменения скорости вращения среди астероидов. Помимо этого, он считается самым крупным из них.

Фаэтон является околоземным астероидом, средний диаметр которого - около 5,4 км. Текущие моделирования хотя и показывают, что риск столкновения этого объекта с Землей сводится к минимуму, небольшое изменение орбиты такого большого объекта может потенциально привести к опасному столкновению в будущем.

В 2024 году японское агентство аэрокосмических исследований планирует направить миссию к астероиду Фаэтон, сближающемуся с Землей. Планируется, что космический аппарат подлетит и, возможно, приземлиться на объект через четыре года, то есть в 2028 году. Уточненная модель вращения объекта позволит ученым понять, какие регионы во время пролета корабля будут освещены Солнцем и как лучше спланировать миссию.

Фото Taylor et al. 2019, Planetary and Space Science