Идеальный взрыв в космосе нашли ученые

Зафиксирован сферический взрыв от столкновения двух нейтронных звезд.

При столкновении двух нейтронных звезд происходит вспышка килоновой, которая имеет форму идеальной сферы. показали ученые Копенгагенского университета. В журнале Nature опубликованы результаты исследования о космическом взрыве.

Проанализировав данные, полученные при наблюдении за килоновой AT2017gfo, вспыхнувшая на расстоянии 140 миллионов световых лет в 2017 году, астрономы уловили оптическое, ультрафиолетовое и инфракрасное излучение источника при помощи установленного на телескопе VLT Европейской южной обсерватории в Чили спектрографа X-shooter.

Предыдущие модели показывали, что при столкновении двух нейтронных звезд взрыв должен быть асимметричным и сплющенным. Но в новой работе ученые показали, что расширяющееся облако полностью симметрично и имеет близкую к идеальной сфере форму. Явление объясняется тем, что колоссальное количество энергии вырвалось из эпицентра столкновения, которое сглаживает форму взрыва, но в существующую теорию это не вписывается.

Как предполагается, при столкновении нейтронных звезд они ненадолго объединяются в единую сверхмассивную нейтронную звезду, которая потом коллапсирует в черную дыру. По мнению ученых, высвобождается энергия мощного магнитного поля гипермассивной нейтронной звезды, когда звезда коллапсирует в черную дыру, при этом распределяется энергия сферически. Но это противоречит модели, по которой должны производиться тяжелые химические элементы в отдельных областях килоновой. Модель сферического взрыва предполагает, что лишь более легкие элементы будут синтезироваться.

Ученые надеются, что о килоновых в будущем будет получено больше данных, например, с помощью обсерватории LIGO, которая регистрирует гравитационные волны от событий столкновения компактных сверхмассивных объектов.

Фото Robin Dienel / Carnegie Institution for Science