Причину загадочных радиосигналов обнаружили ученые

Внезапное замедление вращения одной из нейтронных звезд Галактики - магнетара SGR 1935+2154 - зафиксировали астрономы. Возможная причина - прорыв на поверхность глубинного плазменного вещества, как при извержении вулкана. Ученые предполагают, что именно с этим связаны испускаемые звездой загадочные радиоимпульсы.

Быстрые радиовсплески (FRB) - это очень яркие и короткие импульсы, фиксируемые в радиодиапазоне. Длятся они доли секунды, но в космическое пространство за это время выбрасывается столько энергии, сколько производит Солнце за несколько десятков тысяч лет, пишут РИА Новости.

Впервые FRB обнаружили в 2007-м и затем наблюдали в разных частях Вселенной. Но каждый раз они были слишком далеко, чтобы достоверно определить, откуда идут импульсы.

В апреле 2020-го канадские и американские астрономы впервые смогли связать очередной быстрый радиовсплеск с конкретным источником. Оказался им магнетар SGR 1935+2154, который расположен в центре Млечного Пути,  почти в 30 тысячах световых лет от Земли в созвездии Лисички.

Магнетарами называются быстро вращающиеся нейтронные звезды с очень мощным магнитным полем - оно в триллионы раз сильнее, чем у Земли. Они периодически порождают импульсы рентгеновского и гамма-излучения. Считается, что вызвано это высвобождением энергии магнитных полей.

Звезда SGR 1935+2154 - ничем не выделявшийся ранее типичный представитель класса магнетаров. Но 28 апреля 2020-го он испустил вспышку за доли секунды в три тысячи раз более яркую, чем любой другой радиосигнал. Это был типичный радиовсплеск - ближайший к Земле. Событию присвоили название FRB 200428.

После данного открытия стало понятно, что источником по крайней мере части быстрых радиовсплесков являются магнетары. Но оставался загадкой физический механизм возникновения FRB. Ученые продолжали наблюдать за SGR 1935+2154, чтобы это понять.

Астрономы в октябре 2020-го заметили внезапное замедление вращения звезды, а через несколько дней магнетар вновь превратился в источник повторяющихся быстрых радиовсплесков. Ученые предположили, что два эти события связаны.

В данном случае ученые имели дело с антиглитчем, то есть не с ускорением, а внезапным замедлением. Нейтронные звезды имеют очень высокую угловую скоростью вращения - они за несколько секунд делают полный оборот вокруг оси. Причиной внезапного их замедления, по мнению авторов исследования, могут быть события, которые связаны с расколом коры, а также прорывом на поверхность глубинного вещества в состоянии плазмы.

Специалисты отмечают, что антиглитч - сбой, приводящий к замедлению вращения звезд, - явление очень редкое. Нейтронные звезды нельзя увидеть в телескоп - это очень маленькие объекты. Их идентифицируют по взрывам сверхновых, на месте которых они появляются, или по рентгеновскому излучению.

Ученые доказали, что возникло свечение после мощного выброса энергии, который был зафиксирован в 1998-м. Предполагается, что взрыв произошел в ядре магнетара. Поток частиц был таким сильным, что достиг верхних слоев атмосферы Земли, вызвав их ионизацию. При этом пылевое облако, окружающее звезду,  уплотнилось и "засветилось" в инфракрасном диапазоне.