Мощнейший взрыв из прошлого ударил по Земле

Гигантский взрыв из прошлого мощно ударил по Земле.

О гигантском и самом мощном за всю историю наблюдений всплеске гамма-лучей, который был зафиксирован при помощи космического телескопа Integral, сообщило Европейское космическое агентство ESA. Взрыв пришел из далекого прошлого, поразив Землю, а также вызвав значительные нарушения в ионосфере нашей планеты.

Открытие совершила Международная астрофизическая лаборатория гамма-излучения (Интеграл), которая была основана в 2002 году и с тех пор почти ежедневно обнаруживает гамма-всплески. Но событие, получившее обозначение GRB 221009A, ученые называют не совсем обычным взрывом. В журнале Nature Communications представлено соответствующее исследование, коротко о нем сообщается на сайте ESA.

Событие зафиксировали 9 октября 2022 года при помощи космического телескопа Integral. Оно представляло собой чрезвычайно яркий и продолжительный гамма-всплеск (GRB). Кстати, он был настолько мощным, что многие другие спутники, вращающиеся на орбите вокруг Земли, также его зафиксировали. Скорее всего, это был самый яркий гамма-всплеск, который когда-либо наблюдали, отмечает ведущий автор исследования Мирко Пьерсанти из итальянского Университета Л'Акуилы.

Гамма-всплесками - это мощные выбросы энергии взрывающихся звезд, называемых сверхновыми. Источниками таких событий иногда выступают столкновения сверхплотных нейтронных звезд. Подобные явления ученые фиксируют еще с 1960-х годов. Но событие GRB 221009A оказалось в 10 раз мощнее своего ближайшего в этом отношении конкурента. Такой мощный гамма-всплеск, как GRB 221009A, по статистике, достигает Земли только один раз в 10 000 лет.

Исследователи пишут, что за 800 секунд воздействия гамма-лучей всплеск дал столько энергии, сколько хватило бы активировать детекторы молний в Индии. В Германии приборы зафиксировали признаки того, что этим взрывом на несколько часов было нарушено обычное состояние ионосферы Земли. Эффект был сильным и очевидным.

Ученые определили, что находится источник GRB в галактике, удаленной от Земли почти на 2 млрд световых лет. То есть, это был "взрыв из прошлого", произошедший 2 млрд лет назад. Волны энергии от него с тех пор шли до нашей планеты. Несмотря на долгий путь в пространстве и во времени, оставшейся мощности хватило на то, чтобы буквально сотрясти Землю. Возмущения в ионосфере нашей планеты, как правило, вызывают мощные солнечные бури. Но новое исследование доказывает, что гамма-всплеск может оказать еще более мощное воздействие.

Примечательно то, что затронуло это возмущение самые нижние слои ионосферы Земли, расположенные всего в нескольких десятках километров над поверхностью планеты, оставив отпечаток, сравнимый с отпечатком крупной солнечной вспышки, объясняет Лаура Хейс, соавтор исследования. Появился этот "отпечаток" в виде увеличения ионизации в нижней части ионосферы. Его обнаружили в очень низкочастотных радиосигналах, отражающихся между Землей и ее нижней ионосферой. По сути, можно сказать, что на более низкие высоты "опустилась" ионосфера.