Загадку ярчайшего взрыва во Вселенной раскрыли ученые

Ярчайший взрыв во Вселенной был порожден сверхновой.

Загадку происхождения ярчайшего гамма-всплеска за всю историю наблюдений, который наблюдался в октябре 2022 года и получивший обозначение BOAT (англ. brightest of all time), раскрыли астрофизики Северо-Западного университета. В журнале Nature Astronomy опубликованы результаты исследования.

Гамма-всплески - это ярчайшие электромагнитные события, происходящие во Вселенной, когда за несколько секунд вспышки высвобождается столько энергии, сколько испустило бы Солнце за 10 миллиардов лет. Примерно в 2,4 миллиарда световых лет от Земли произошел мощный взрыв BOAT или GRB 221009A в направлении созвездия Стрелец, он длился несколько сотен секунд.

Ученые с помощью космического телескопа имени Джеймса Уэбба нашли признаки сверхновой, связанную с BOAT, примерно через 170 дней после взрыва. Предполагается, что такой взрыв сверхмассивной звезды должен породить тяжелые элементы, такие как золото и платина, в результате r-процесса - быстрого захвата нейтронов атомными ядрами.

Следов тяжелых элементов исследователи не обнаружили, и это означает, что эти элементы не производят чрезвычайно энергичные гамма-всплески, такие как BOAT. Это не подтверждает гипотезу о том, что элементы с большим числом нейтронов образуются в результате коллапса быстро вращающейся массивной звезды. Но, возможно, что менее яркие гамма-всплески - это источники тяжелых атомов наряду с гиперновыми, то есть событиями слияния двух нейтронных звезд, для которых было подтверждено наличие r-процесса.

Ученые планируют в будущих исследованиях изучить, как обычная сверхновая и сверхъяркий гамма-всплеск могли быть произведены одной и той же звездой. Возможно, связано это с формой и структурой релятивистских джетов, возникающих при коллапсе звезды в черную дыру. Тогда огромное количество излучение фокусируется в относительно узкий луч, который может быть направлен в сторону Земли.