Проезд к месту отдыха оплатят работодатели

Проезд к месту отдыха тындинцев и обратно с этого лета должны будут оплатить работодатели, причем независимо от формы собственности предприятия. Соответствующие поправки в федеральный закон вступили в силу уже 13 апреля. Насколько реально выполнение данных законодательных норм частным компаниям и предпринимателям Тынды, пытался выяснить «Телепорт».

Согласно законодательству

В настоящий момент практически все тындинцы как жители местности, приравненной к районам Крайнего Севера, получают дополнительно 16 календарных оплачиваемых дней. Данный порядок предусмотрен Трудовым кодексом. Практически все, потому что некоторые работодатели, фирмы которых зарегистрированы не на «северных» территориях, но имеют филиалы в Тынде, считают своим сотрудникам отпуск по общероссийским нормам, а не по северным. Зачастую это делается в целях экономии средств компании. Ведь когда работник оформляет отпуск, «основные» и «северные» дни суммируются. Кроме того, нередко северяне берут часть положенного отпуска, а за остальные неиспользованные отпускные дни им выплачивается компенсация.

Законодательством для северян предусмотрены различные льготы: северные надбавки, районные коэффициенты, досрочный выход на пенсию. Помимо этого работникам бюджетных учреждений один раз в два года оплачивался проезд к месту отдыха и обратно. Сотрудники частных предприятий такого преимущества не имели до нынешнего года. В апреле 2014 года вступил в силу федеральный закон, впервые прямо установивший право работника получить деньги на проезд к месту отдыха и обратно вне зависимости от формы собственности предприятия, на котором он трудится. А это значит, уже нынешним летом северяне теоретически смогут воспользоваться правом на компенсацию. Кстати говоря, Крайний Север и приравненные территории занимают более 2/3 территории страны. По информации представителей Роструда, ежегодно во время проверок обнаруживается много нарушений: работникам занижают заработок, рассчитывая его без учета «северных» коэффициентов, недоплачивают отпускные. И очень многие предприятия, в первую очередь частные, «забывают» включить пункт о компенсации отпускных в трудовой договор.

О прикрасах жизни и работы на северных территориях рассказывать не стоит. С ростом тарифов на железной дороге и в авиакомпаниях северяне давно находятся «на галерке» в отличие от жителей остальных российских регионов. По данным статистики, за последние несколько лет численность живущих «на Северах» сократилась на 700 тысяч человек, и это беспокоит и демографов, и руководство страны. Видимо, поэтому власти решили немного «подсластить» жизнь северянам. Но только не за свой счет. Насколько готовы работодатели в северных регионах к такому положению дел?

Слово местным предпринимателям

«Мое глубочайшее убеждение, и его  разделяют очень многие люди, с которыми я общался (не только из нашего города или областного центра, но и всего Дальневосточного федерального округа, с которыми мы встречались на различных форумах предпринимателей), сегодня все поставлено с ног на голову, – говорит председатель союза предпринимателей Тынды Олег Зимин. –  Есть обязанности федеральных властей, региональных властей, муниципальных властей, а есть обязанности предпринимателей как работодателя. Часть обязанностей, абсолютно не свойственных предпринимателям, уже возложили на их плечи как на работодателей и сегодня продолжают это делать. Размещение производительных сил на территории страны – задача государства. И для того чтобы эти производительные силы направлялись в те регионы, в которых заинтересовано государство, им предоставляются такие льготы как «районный» коэффициент и «северный» отпуск. Почему-то для работников бюджетных организаций средства на эти цели закладываются и в федеральном, и в региональном, и в местном бюджетах, а оплату проезда сотрудников частных компаний возлагают на плечи предпринимателей. Эти льготы должны распространяться на всех, а не только на работников бюджетной сферы. Ведь в первую очередь задача государства сделать все для того, чтобы человек здесь жил и работал». И с этим, увы, нельзя не согласиться, ведь сегодня очень много говорится о развитии Дальневосточного региона. А вопросы оплаты бесплатного проезда для работников частных предприятий, вмененные в обязанность руководителей этих предприятий, и развитие Дальнего Востока неразрывно связаны. Здесь работает простой алгоритм действий. К примеру, развивающееся частное предприятие имеет штат 20 человек, доходы этого небольшого предприятия просто не позволяют оплачивать проезд своим сотрудникам – оно работает без прибыли и, как говорится, «по нулям». Если будет осуществляться оплата проезда, то предприятие «уйдет» в убыток. В таком случае есть ли смысл его существования? Ведь предпринимательская деятельность априори предполагает наращивание прибыли. Если ее нет и предприятие «уходит в минус», оно просто банкротится, а соответственно и закрывается. Вместе с тем закон вступил в силу, и его нужно исполнять. Неужели сотрудникам частных предприятий придется увольняться и  идти на работу в бюджетную сферу? Но последняя тоже «не резиновая»...

«Год назад я участвовал в работе Дальневосточного федерального форума предпринимателей и еще тогда говорил, что государство должно стимулировать предпринимателей, чтобы можно было развивать производство. Иначе зачем здесь жить и работать? – продолжает Олег Юрьевич. –  Либо предприятие закрывается, что произошло в массовом порядке после увеличения страховых взносов, либо мы будем вынуждены делать наценку на товары и услуги... И заплатят за эту наценку жители. Особенности нашего региона – это климатические условия, неразвитая инфраструктура, отдаленность от культурных и промышленных центров... Что мы получим вдобавок ко всем существующим недостаткам для Крайнего Севера? Самые дорогие товары и услуги. Следовательно, люди будут искать любую возможность, чтобы отсюда уехать...» Однако, по официальным источникам, в законодательстве предусмотрен ряд мер, которые должны помочь бизнесу справиться с этой «билетной» нагрузкой. В частности, Налоговым кодексом предусмотрено, что организации могут учесть подобные расходы при налогообложении прибыли. Помимо этого, стоимость оплаченного ими проезда не облагается взносами на соцстрахование. Но данные меры вряд ли могут повлиять на развитие любого из предприятий, и частному бизнесу придется буквально балансировать «над пропастью».

Между тем...

Буквально недавно российский президент раскритиковал работу кабинета министров по развитию Дальнего Востока на совещании, посвященном выполнению майских указов. По словам главы государства, дела в направлении развития Дальнего Востока движутся очень медленно. «Развитие Дальнего Востока – это приоритетное направление, но, откровенно говоря, дела здесь пока движутся медленно. До сих пор нет перечня приоритетных инвестпроектов развития территорий на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Не утверждены даже критерии отбора таких проектов. Некоторые меры для улучшения жизни в регионе предприняты, но они не могут быть использованы в должной степени из-за различных недоработок», – сказал глава государства. Президент также отметил, что в новой госпрограмме не отражены многие элементы инфраструктуры, в том числе строительство автодорог, не разработаны льготные условия ипотечного кредитования для жителей Дальнего Востока, к тому же все это происходит в условиях продолжающегося оттока и депопуляции населения из региона.

«Сегодня декларирование развития Дальневосточного федерального округа противоречит принимаемым мерам, – говорит Олег Зимин. – Для привлекательности региона и для проживания здесь должно быть материальное стимулирование. В первую очередь, не должно быть двойных стандартов: декларируем одно, а на самом деле происходит другое».

Вместе с тем механизм работы запущен, и вряд ли сотрудников частных компаний, работающих на территориях, приравненных к районам Крайнего Севера, будут интересовать такие моменты. «Есть закон – оплатите проезд, вы обязаны это сделать», – скажет сотрудник работодателю-частнику и в принципе будет иметь на это полное право. Федеральные эксперты говорят, что у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, условия и порядок предоставления компенсации на отпуск, а также ее размер определяются коллективными соглашениями, внутренними приказами, трудовыми договорами, ну а в случае если у работодателя нет актов, регламентирующих компенсацию, то с учетом сформировавшейся судебной практики компенсация рассчитывается исходя из положений, регламентирующих выплаты для федеральных госорганов, которые предусмотрены статьей 325 Трудового кодекса, то есть оплачивается проезд всеми видами транспорта (кроме такси) по наименьшей стоимости кратчайшим путем. А в Роструде говорят, что в этом году будут особенно пристально следить за выполнением нового порядка, и призывают граждан обращаться в трудовую инспекцию, если у них возникнут проблемы при оформлении отпуска. Еще один важный момент: когда принимается решение о компенсации, администрация предприятия должна учитывать ее целевое назначение – эти выплаты предназначены для того, чтобы максимально обеспечить выезд работника за пределы северных районов.

P.S. Казалось бы, в принимаемых федеральных законах все четко прописано и теоретически все также просто должно исполняться, но насколько это реально на практике, похоже, вряд ли кого-то интересует. И, видимо, вскоре вновь начнутся «танцы на граблях»...

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости