http://www.teleport2001.ru/sever-teleport/2014-08-07/49704-stroiteli-bama-vspominaya-vladimira-potapova.html

Строители БАМа: Вспоминая Владимира Потапова

Поделиться новостью:

7 августа 2014 в 16:03

Хорошую идею мне подсказал журналист местной прессы Всеволод Петрович Белый: после очередного бамовского юбилея рассказать о каком-нибудь человеке или событии из истории строительства магистрали, еще не освещенной в печати. Таким человеком был Владимир Иванович Потапов (12 июня 1938 г . – 10 августа 2007 г.), заместитель начальника Дирекции строительства БАМа, воспоминания о котором предлагаю читателям.

Окончание.

Начало в №30 (23.07.2014), №31 (30.07.2014)

Вместе на Байкало-Амурской...

Не так просто оказалось попасть на БАМ. Мне пришлось сначала 2 года строить Павловский угольный разрез в Приморье. Владимир информировал,  что в Тынде тяжелая обстановка с жильем. Возвращаясь летом 1979 года из Иркутска, куда я ездил в отпуск, заехал в Тынду к Потапову.

Утром 22 июня 1979 года Владимир Иванович подписал мне вызов для работы в группе заказчика №2 Дирекции строительства БАМа и ушел на совещание. А шоферу Степану Саганову дал указание – на служебной машине объехать со мной все стройки города, какие обычно показывали экскурсантам. Мне был дан месяц на сборы.

Так благодаря Владимиру Ивановичу Потапову большую часть своего трудового стажа я связал с Тындой, с БАМом, оказавшись в самом эпицентре стройки века. С 25 июля 1979 года стал геодезистом группы заказчика №2 Дирекции строительства БАМа, которая курировала строительство Тынды, одноименного железнодорожного узла и направления Тында – Чара (позднее – только до станции Хани на стыке Амурской области, Республики Якутии и Забайкалья). Первые недели после приезда я жил в квартире Потаповых, пока Владимир с семьей до осени находились в отпуске.

«Мы еще вместе на БАМе поработаем!» – сказал Владимир на читинском вокзале в декабре 1976 года, его слова воплотились в 20 месяцев совместной работы в системе Дирекции БАМа. Но в Тынде с Потаповым я виделся реже, чем в Чите. Так, мимоходом, крайне редко.

Про загруженность В.И. Потапова станет ясно, если вспомнить, какие за 1979-1981 годы важные события произошли на великой стройке. Сдача в постоянную эксплуатацию линии Бам – Тында – Беркакит, на западе рельсы дошли до Северобайкальска. С востока поезда ходили от Комсомольска до Постышево. Образовано Тындинское отделение БАМа, а вскоре начала действовать и сама Байкало-Амурская железная дорога – пока еще из 1200 сданных в эксплуатацию километров.

А мне требовалось постоянно быть на узле Тында. Там одновременно кипела работа подразделений всех дислоцировавшихся в городе бамовских трестов. Сооружались враз вагонное и локомотивное депо, высокая пассажирская платформа, вокзал, административное здание отделения дороги, пристройка к котельной ДКВР, склад масел, мастерские по ремонту устройств водоснабжения и водоотведения, канализационные насосные станции, база по ремонту котельных и тепловых сетей, гараж на 50 грузовых машин, многочисленные теплотрассы и семь технологических эстакад. И, конечно, автодороги, ЛЭП и рельсовые пути.

В городе застраивалась многоэтажными домами четная сторона улиц Красная Пресня и Профсоюзной.

К тому же я потерял более 3-х месяцев за 2 выезда на так называемое шефство над колхозами Октябрьского р-на, а практически – на самое настоящее батрачество.

Однажды В.И. Потапов по делам оказался в Чите и встретил знакомого партийного работника. Тот пригласил зайти в обком КПСС, где на собеседовании ему сделали деловое предложение.

В областном центре много лет действовало универсальное управление «Читаснабсбыт», оно подчинялось Восточно-Сибирскому главному территориальному управлению Госснаба СССР в Иркутске. Его, универсальное управление, и поручили возглавить Владимиру Ивановичу в обкоме партии с перспективой образования в свое, Читинское, главное территориальное управление под названием «Читаглавснаб».

Кроме того, руководитель «Читаснабсбыта» уходил на пенсию, как мне уточнила Надежда Потапова, и Владимиру предстояло занять его кресло.

Владимир Иванович дал согласие, но предупредил, что его бамовская должность – номенклатура МПС. «С Министерством договоримся! – сказали в обкоме. – Завершайте бамовские дела и возвращайтесь в Читу».Так после 4,5 лет работы в Тынде Потаповы вернулись в Читу.

Перед их отъездом мы с Александром Михайловичем Подпругиным – известным в Тынде коллекционером значков БАМа и коллегой В.И. Потапова – 3 или 4 дня помогали собирать, грузить и вывозить вещи в тупик близ вокзала, где стоял багажный вагон. И был прощальный ужин 25 марта 1981 года. Там присутствовали руководители Дирекции строительства БАМа, «Главбамстроя» и первый секретарь горкома партии Ю.А. Есаулков.

В адрес Владимира прозвучало много слов благодарности за работу на БАМе. Потом встал Юрий Афанасьевич:

– Товарищи! Давайте поблагодарим хозяйку Надежду Георгиевну, пожелаем счастливого пути и не будем задерживаться – люди устали в сборах, а завтра отъезд...

Меня и Подпругина Потапов попросил остаться и сказал: «Вот с какими руководящими людьми мне довелось работать в Тынде! А наши приключения в отрочестве останутся навсегда только с нами! Это наше на всю жизнь, его никому не отнять, ни с кем из моих гостей не повторить!»

– Да, Володя, мне трудно представить, как шли бы вы, к примеру, с Юрием Афанасьевичем по строящимся улицам Тынды, ты бы упал в траншею с жидкой глиной, а ему пришлось бы тебя вытаскивать. Конечно, не повторить!

В полдень 25 марта 1981 года вагон с вещами Потаповых подцепили к поезду Тында – Чита, и мой друг с семьей навсегда укатил в столицу Забайкалья.

Дело всей остальной жизни

О последующих 26 годах работы  Потапова в Чите в день его 70-летия со дня рождения 12 июня 2008 года главред газеты «Забайкальский рабочий» Александр Олегович Баринов опубликовал очерк «Матерый человечище» на всю шестую полосу, и я не хочу повторяться, расскажу кратко.

Руководство управлением «Читаглавснаб» стало делом всей остальной жизни Владимира Ивановича. На этом поприще он преуспел в решении 3-х важных задач. Во-первых, сама организация, становление Читинского территориального управления Госснаба СССР. Во-вторых, преобразование «Читаглавснаба» в акционерное общество. И в-третьих, при Владимире в тяжелые 90-е годы был осуществлен переход от распределительно-снабженческих функций к рынку, к оптовой рыночной торговле.

ОАО «Читаглавснаб» сохранило устойчивое финансовое положение, стабильно обеспечивало Забайкалье нужной продукцией. За что и заслужил В.И. Потапов у акционеров, деловых партнеров, у городских и областных руководителей репутацию надежного хозяйственника.

Его не раз избирали депутатом облсовета, наградили орденом «Знак Почета», присвоили звание «Заслуженный экономист Российской Федерации».

Руководство города присвоило Владимиру звание «Почетный гражданин Читы». И даже В.В. Путин в период своего недолгого премьерства – с августа 1999 года до ухода Б.Н. Ельцина на отдых – направил в адрес ОАО «Читаглавснаб» благодарственное письмо за помощь стране в пополнении казны живым рублем, за умение инициативно действовать в непростых условиях. Как видите, Владимир Иванович представлял собой новую деловую Россию и даже родился в День России – 12 июня.

Я ездил на его 60-летний юбилей в 1998 году. Кроме  вклада в строительство Читинской ГРЭС, электрификацию Забайкальской и сооружение Байкало-Амурской железных дорог люди отмечали участие В.И. Потапова во вводе в действие ряда объектов в самой Чите. Его благодарили железнодорожники и энергетики, врачи и ректоры читинских вузов, спортсмены и пограничники и даже  монгольский дипломат.

Последняя встреча

В отпуске 2003 года я встретился с Владимиром в Чите. Он предложил на его иномарке съездить в Холбон, проехать и пройти по местам нашей молодости. На рассвете 12 июля отправились в путь. Большую часть дороги машину вел Максим Потапов. На подходе к селу Мирсаново, что растянулось вдоль дороги между городом Шилка и Холбоном, навстречу попалась вереница свадебных машин. Примета говорила: в Холбоне нас ожидает какое-то мероприятие.

Мы прокатились по улицам нашего района.  Заехали к вдове нашего товарища Михаила Нестерова. У Нины узнали, что еще один наш друг Владимир Бажин  живет в поселке с матерью и сейчас находится на юбилее известного в Холбоне шофера П.М. Писарева. Петр Михайлович с послевоенных лет водил машину «Золотопродснаба», в больнице – «скорую помощь», а в школе преподавал автодело. Решили поздравить 80-летнего юбиляра и пошли в магазин за подарком.

Тут проявилась еще одна черта Владимира Потапова  –  он спешил и любил делать людям добро. Мальчишка лет 10-12 по поручению отца купил на день рождения матери люстру. На выходе из магазина он упал и разбил один из 3-х рожков. Мальчик заплакал. Другой такой же люстры не было. Продавщица сказала, что поедет за товаром и привезет запасной рожок. Владимир успокоил мальчишку и заранее оплатил потерю.

Бывший шофер группы заказчика №2 Илья Простакишин вспоминал, как внимательно Владимир к нему отнесся при устройстве на работу.  Мне тоже пришлось обратиться к Владимиру за помощью, когда работал старшим маркшейдером старательской артели. Представьте: в проходке две штольни, несколько штреков и восстающих горных выработок, идет подготовка рудных золотоносных жил к выемке, а у маркшейдера сломалась последняя рулетка. Тяжелая промышленность СССР была неповоротливой, чтобы изготовить для маркшейдеров, геодезистов такой нехитрый измерительный прибор, как стальная рулетка. Выручил Потапов.

Поздравив шофера-юбиляра, я попрощался с Потаповыми. Не мог я знать, что, познакомившись с Володей Потаповым в 1950 году на Советской улице в Холбоне, на ней же и расстанемся со своим другом навсегда. 7 июня 2007 года я поздравил Владимира с днем рождения. Он откликнулся письмом. С грустью сообщил, что умер наш товарищ Семен Малашич, а Владимир Бажин получил тяжелую травму и уехал в Томск. Никого из нашей школьной команды в Холбоне не осталось. Написал также, что у него «появилось намерение закончить производственную деятельность и пожить в собственное удовольствие». Позднее Надежда Потапова уточнит: он дал ей слово, что отпразднует 70-летие и уйдет на пенсию. Мое последнее письмо Володя не прочел. Утром 15 июля 2007 г. моего друга сразил тяжелейший ишемический инсульт. Помощь врачей оказалась бессильной: через 26 дней, 10 августа 2007 года, Владимир Потапов ушел из жизни. Такие люди, одержимые работой, большими и малыми заботами, как Потапов, не находят времени уделить внимание собственному здоровью. Но за эти бесконечные дела и в Чите, и в Тынде моего друга люди будут помнить долго! Кстати, Андрей Потапов мне сообщил, что на девятиэтажном доме №53 по улице Богомякова в Чите, построенном для сотрудников «Читаглавснаба» благодаря стараниям Владимира, будет установлен его барельеф.

А дело отца продолжают его сыновья. Обязанности генерального директора ООО «Читаглавснаб» исполняет Максим Владимирович Потапов. Андрей Владимирович Потапов является коммерческим директором. Сыновья, как известно, идут дальше!

Борис ВАУЛИН, горный инженер-маркшейдер, ветеран БАМа, друг В.И.Потапова.

Написано в 2008-2014 г.г.





Loading...
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.