Сегодня в Пекине открывается XVIII съезд Коммунистической партии Китая

В китайской политической элите намечается смена поколений. Изменения произойдут и в военном руководстве.

Народно-освободительная армия Китая (НОАК) всегда была плоть от плоти китайского народа и её Коммунистической партии, КПК. Точнее, фактически это была одна организация – с самых времен гражданской войны большинство политических лидеров КНР были и военачальниками. Мао Цзэдун, Чжу Дэ, Линь Бяо, Дэн Сяопин, Е Цзяньин и многие другие лидеры в разное время руководили и армией и государством. Естественно, что и противоречий между армией и партийным руководством быть не могло, военные всегда были главной опорой власти, которая часто использовалась в критическое время для подавления внутренних беспорядков: Мао Цзэдун использовал её для восстановления порядка в конце «культурной революции», Дэн Сяопин – для подавления волнений 1989 года.

Модернизация армии с самого начала была важнейшей составной частью политики реформ. Сегодня в результате успешного экономического развития китайская армия укрепилась. Это самая многочисленная армия мира (около 2 миллионов 250 тысяч человек), военный бюджет КНР – второй в мире (более 100 миллиардов долларов). Китайские военные, почувствовав новую силу, как и военные во всем мире, желают эту силу где-то применить, и, кажется, международных миротворческих операций, в которых НОАК в последнее время активно участвует, им мало. Они призывают активно отвечать на все прошлые обиды, в том числе и военным путём. Они критикуют политические власти за неэффективность и коррупцию, а те, видимо, не желая вступать в открытый конфликт с военными, отвечают вяло, обычно ссылаясь на то, что Китай – свободная страна, и там каждый волен высказывать любое мнение (во что, естественно, мало кто верит).

Подобные настроения военных являются обычными в развивающихся государствах. Они очень привлекательны для населения, так как оно часто разочаровано бардаком, который ассоциируется с политиками, и также выступает за «порядок». Не будучи вовремя поставлены под контроль, распоясавшиеся военные способны и на решительные действия против своих политиков, якобы неспособных защитить «национальные интересы».

Но Китай – не среднестатистическая страна. Приход в ней к власти воинствующих националистов в военных мундирах будет катастрофой и для международного мира, и для самого Китая. В этом случае против него объединятся все соседи, и так опасающиеся его усиления, да и не только соседи. Об экономических реформах, которые напрямую зависят от отношений Пекина с внешним миром, тогда можно будет забыть. Остаётся только надеяться, что новое руководство страны, которое придёт к власти на съезде КПК в ноябре этого года, понимает эту проблему и продолжит политику реформ Дэн Сяопина, а также его линию на твёрдый политический контроль над военными, пишет trud-ost.ru

фото: trud-ost.ru
 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости