И в этот день зрителю будут представлены сразу две премьеры - спектакли «Сэмбо» и дебютная режиссерская работа 28-летнего актера Александра Корнилова «Зимовье зверей», чуть позже еще две премьеры - «По щучьему велению» и «Черно-белые метаморфозы». Накануне премьеры корреспондент «Телепорта» пообщался с Александром Корниловым и актером-кукольником Денисом Спиридоновым, который исполнил в его постановке сразу три роли.
Александр Корнилов, актер и режиссер
- Что нужно, чтобы поставить свой кукольный спектакль?
- Для начала - желание, а потом уже все остальное. Выбирается пьеса, обговаривается с худсоветом, главным режиссером, дирекцией. Работа с художником, он рисует эскизы. Художник читает пьесу, и мы обсуждаем, кто как видит декорации.
- А кукол тоже художник делает?
- Художник заготовки из пластилина лепит, а уже конкретно кукол изготавливают бутафоры, техники, швеи.
- То есть, каждая кукла - фактически уникальное произведение, в создании которой задействованы множество людей. А сколько людей задействовано вообще в подготовке спектакля?
- Конкретно в спектакле «Зимовье зверей», если не считать актеров, - то около 15. Это специалисты разных профилей. Художник-постановщик из Хабаровска, ее зовут Ольга Ивченко. Это не первое ее сотрудничество с нашим театром. И не последнее - она также работает над новогодним спектаклем. В подготовке постановок обычно задействованы также художник по свету, художник по звуку, хореограф (бывает, что актеры, работающие «живым планом», танцуют, да и куклы тоже), хормейстер, столярный цех, бутафоры, швеи и так далее. Работа большая. Сам спектакль репетируется от двух недель до полутора месяца. А до репетиций - работа еще месяца полтора-два.
- Как пришла мысль попробовать себя в качестве режиссера?
- Уже давно была такая мысль, но это была больше самостоятельная работа. Года два назад сами с ребятами поставили спектакль. Главный режиссер знал, что я хотел поставить спектакль и предложил взять эту пьесу. Она написана по мотивам русской народной сказки. Такая тема выбрана, чтобы дети не забывали нашу культуру. В нашем репертуаре по русским народным мотивам есть также «Небывальщина, или Забавные потешки», «Лесичка-сестричка».
- Насколько отличается режиссерская работа от актерской?
- Это совсем разные вещи. Актер полностью зависит от режиссера, он должен дать тебе задачу, что делать. Конечно, ты сам работаешь над ролью, придумываешь своему герою какую-то жизнь. А режиссер должен полностью держать весь спектакль в голове от начала и до конца и знать, что он этим спектаклем хочет донести до зрителя.
- А вы спектаклем «Зимовье зверей» что хотите донести до зрителя?
- Он про борьбу добра и зла. Учит тому, что в одиночку сделать ничего нельзя, а с друзьями ты можешь свернуть горы, и тебе не страшен ни волк, ни медведь, ни лиса.
- Чем отличается подготовка спектакля для маленьких зрителей от подготовки постановки, которая имеет возрастное ограничение «16+» или «18+»? И что такое показываете, что надо ставить такое ограничение?
- Сама подготовка технически ничем не отличается, отличаются они от детских содержанием. Например, в спектакле «Оскар и Розовая дама» Розовая дама говорит: «Вот дерьмо!». То есть, уже надо ставить маркировку «16+». Плюс ко всему там тяжелый сюжет - мальчик болен раком, и в конце он умирает. Есть различные ограничения - к примеру, в спектакле «Черно-белые метаморфозы» по задумке один из персонажей нервничает и достает сигарету. Но отказались от этого, иначе бы пришлось ставить ограничение «16+». А так - «12+». Еще возрастные ограничения ставятся не из-за цензуры, а из-за того, что восприятие детское и взрослое отличается. Ребенок больше определенного времени, минут сорока, не усидит. Внимание уже рассеивается, он начинает ворочаться, разговаривать. Кроме того, у взрослых и детей отличаются особенности зрительного восприятия. А в «Черно-белых метаморфозах», например, используется неоновый свет. Принято считать, что театр кукол - это только белочки, зайчики - только что-то детское. На Западе, если взять Европу, там, наоборот, кукольные театры в основном частные, и они рассчитаны на взрослую аудиторию.
- Что нужно, чтобы взрослого человека привлечь в театр? Реклама?
- В первую очередь, конечно, реклама. Ну, и надо «воспитывать» зрителя, отучать от стереотипа, что кукольный театр - это только детское. Сейчас мы делаем более «взрослые» спектакли - «Оскар», «Цирк Шардам», «Метаморфозы».
- Вы как актер в собственном спектакле задействованы?
- Нет, играют две девушки и два парня, у каждого по несколько персонажей, которых в общей сложности девять.
- У вас рука в гипсе - не мешает ли работе?
- Много работал, мышцы растянул. На десять дней это будет мешать, ведь руки - это наш рабочий инструмент. Надеюсь, к открытию сезона сниму гипс, потому что я как актер занят.
- Часто ли случаются подобные травмы с актерами-кукольниками?
- Если говорить о профессиональном, то артисты чаще страдают шейным хондрозом, потому что в напряжении, «перекошено» (демонстрирует положение рук и шеи). Бывают и чисто бытовые травмы, как и у всех.
- Часто ли в театре кукол актерам приходится импровизировать?
- Еще когда я учился, были у нас экзаменационные показы, и в танце у перчаточной куклы отвалилась голова. Как-то выкрутились, не помню уже как. В предыдущем варианте «Черно-белых метаморфоз» был случай: идет драка, и поролоновая голова раньше времени отвалилась. Ну, пришлось персонажу раньше, чем запланировано сюжетом, «умирать». Вообще, актерам надо быть внимательными и реагировать на все. Актер зависит от всего - от своих партнеров, от музыки, от света. Где-то свет не включился, и все - надо подстраиваться. Иногда актер старается сам от себя что-то добавлять, чтобы еще больше «оживить» свою роль. Но это должно быть не в ущерб спектаклю.
- Как у режиссера есть какие-то планы, задумки?
- Есть. Хотелось бы что-то серьезное поставить для взрослых. Первое, что приходит в голову, - что-то вроде «Вия».
ФОТО Александра Корнилова.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.