Ученые впервые вырастили легочную ткань из стволовых клеток

Ученым из Медицинского центра Колумбийского университета впервые удалось получить функционирующие клетки легких и дыхательных путей из стволовых клеток человека. Исследователи отмечают, что подобную операцию по программированию клеток удалось провести впервые. Ранее из стволовых клеток уже были созданы клетки сердца, кишечника, печени. Технология выращивания тканей легкого и дыхательных путей имеет особенно важное значение, поскольку пересадка легкого чревата отторжением.

Результаты исследования, проведенные in vitro и in vivo (на мышиной модели), были опубликованы 30 ноября в журнале Nature Biotechnology. Группа ученых открыла химические факторы, которые превращают эмбриональные клетки или плюрипотентные стволовые клетки в эпителиальные клетки человеческого легкого. Полученные клетки способны экспрессировать маркеры минимум шести типов легочных и эпителиальных клеток воздушных путей, включая альвеолярный эпителий 2 типа. Именно эпителиальные клетки второго типа выстилают стенки легочных альвеол и играют немаловажную роль в восстановлении легких после повреждений. Данные клетки производят сурфактант - смесь поверхностно-активных веществ в альвеолах, препятствующих их спадению (слипанию) за счёт снижения поверхностного натяжения жидкости. В новом исследовании специалисты доказали, что можно создать по крайней мере шесть типов клеток легкого и дыхательных путей. Например, те из них, которые участвуют в восстановлении тканей легкого после ранения или травмы.

Как считают авторы открытия, технология позволит создавать новое легкое из собственных клеток пациента, которому требуется пересадка. Это будет выглядеть так: легкое донора очищается от его клеток, а затем на нем размещается легочные клетки пациента. Ученые полагают, что это позволит избежать ситуации отторжения пересаженного органа.

В тему: новосибирские ученые научились выращивать персональные кости из стволовых клеток. Метод выращивания индивидуальной костной ткани из стволовых клеток человека разработан в Новосибирском научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии. Как сообщил директор института, доктор медицинских наук профессор Михаил Садовой, инженерный эквивалент костной ткани имплантируется в организм пациента и идеально приживается, не отторгаясь. Происходит это за счет того, что костная ткань выращивается для конкретного больного из клеток его же костного мозга, сообщает baikal24-nauka.ru.

По информации medportal.ru