Учеными открыт кишечный иммунитет

Сенсационное открытие в сфере кишечного иммунитета сделано учеными из МГУ. Они открыли роль небольшой молекулы в регуляции кишечного иммунитета, которая противоречит принятым на сегодняшний день схемам. По сути, специалисты смогли объяснить, почему некоторые лекарства "не работают". По мнению исследователей, результаты их работы могут быть очень важными при лечении людей с аутоиммунными заболеваниями.

Оказывается, в кишечнике за иммунитет отвечает особая молекула - лимфотоксин-альфа, который относится к цитокинам – небольшим молекулам, регулирующим биохимические реакции в клетках и передающим сигналы от одних клеток к другим. Данный белок производится врожденными лимфоидными клетками, которые считаются иммунными клетками, расположенными в слизистой оболочке пищеварительного тракта и защищающими организм от "вредных" бактерий. Эти клетки играют важную роль при предупреждении воспалительных заболеваний и онкологии кишечника, пишет megamedportal.ru. Этот растворимый лимфотоксин контролирует в слизистой оболочке продукцию IgA путем регуляции привлечения в кишечник Т-клеток. Вместе с тем мембраносвязанный лимфотоксин (бета) обеспечивает кишечный иммунитет независимый от Т-клеток.

Проводилось исследование на генномодифицированных мышах, в некоторых клетках которых не производился данный белок. Это, в свою очередь, приводило к существенным отличиям микрофлоры подопытных мышей от микрофлоры обычных грызунов. Как известно, именно микробиотический состав кишечника определяет восприимчивость к заболеваниям и действенность той или иной терапии.

Изменить микрофлору кишечника очень сложно. Если туда попали микроорганизмы, которые вызывают воспалительные процессы, то невероятно сложная задача подавить их жизнедеятельность. Именно белок лимфотоксин-альфа напрямую влияет на все микроорганизмы, находящиеся в кишечнике. Если его вводить в организм в дополнительных количествах, то можно будет избавляться от стойких патогенных микроорганизмов.

Ведущий куратор исследования Сергей Недоспасов рассказал, что с помощью лимфотоксина и понимания его роли в иммунитете (а именно это является открытием) можно будет влиять на состав микробов, живущих внутри кишечника, и избавиться от многих заболеваний, которые сейчас сложно лечить.

Для справки: микрофлора кишечника человека состоит из нескольких сотен видов, большая часть из которых – бактерии, такие как кишечная палочка. Известно, что остальные представители микрофлоры - микроскопические грибы и простейшие.