Телескоп GBT обнаружил гигантскую космическую реку, питающую галактику-«фейерверк»

Американский радиотелескоп GBT обнаружил в космосе гигантскую «реку», представляющую собой поток из плотных скоплений водорода. По словам ученых, водородный «газопровод» позволяет объяснить высокий уровень образования новых звезд в галактике NGC 6946, находящейся в созвездии Лебедя.

Водород является топливом для происходящих в звездах реакций ядерного синтеза; в старых галактиках, где запасы водорода практически исчерпаны, новых звезд практически не образуется. Ученые не могут точно сказать, откуда поступает этот водород. Возможно, космический "газопровод" откачивает газ с менее массивных "соседей", приток водорода происходит постоянно через межгалактическое пространство. Другая теория: NGC 6946 могла столкнуться с другой галактикой либо пройти рядом с ней, что и привело к образованию потоков газа между ними. В любом случае за счет водородной "реки" светила в этой галактике развиваться с огромной скоростью.

Кстати, этот поток не характеризировался четко выраженной структурой, поэтому его было крайне сложно выявить (водород транспортируется холодными потоками между галактиками, поэтому он так долго был незаметен для телескопов). Обнаружить уникальную космическую реку удалось представителям обсерватории Грин-Бэнкс благодаря радиотелескопу GBT. Это крупнейший в мире радиотелескоп с параболической подвижной антенной, диаметр которой составляет 100 метров.

NGC 6946 (галактика Фейерверк) была открыта 9 сентября 1798 года выдающимся английским астрономом Уильям Гершель. Несмотря на свою красоту, для наблюдателя "Фейерверк" является довольно тусклым объектом, расположенным на расстоянии около 22,5 миллионов световых лет на границе между созвездиями Цефея и Лебедя. Размер NGC 6946 в поперечнике составляет около 40 тысяч световых лет. В отличие от Млечного пути, там рождение новых звезд происходит с необъяснимо высокой скоростью.

По информации informing.ru