http://www.teleport2001.ru/teleport2001-ru/2014-02-25/41528-tradicii-prazdnovaniya-maslenicy-vtornik-zaigrysh.html

Традиции празднования Масленицы. Вторник: "Заигрыш"

Поделиться новостью:

25 февраля 2014 в 08:15

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Сложились определенные традиции и обычаи празднования Масленичной недели.

История Масленицы

Праздник Масленица пришел из древней языческой культуры. Это веселые проводы зимы, когда народ наряжал чучела и сжигал их, провожая зиму. В древности этот праздник приходился на день весеннего солнцестояния, и только с приходом православия его дата стала зависеть от срока Великого поста. Этнографы считают, что она приходилась на время празднования в честь древнего бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота.

Для славян Масленица долгое время была и встречей нового года, ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. До Крещения Руси (введения христианства) Масленица (Комоедица) отмечалась в течение 7 дней, предшествующих дню весеннего равноденствия, и 7 дней после этого дня. Масленица - это время, когда пробуждается Природа, и Солнце-дитя Коляда становится юношей Ярилой. Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями, но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому посту, и сократила срок праздника до 7 дней.

Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени - последнюю неделю перед Великим постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной.

Традиции празднования

Масленица, сырная неделя  - праздничный цикл, сохранившийся с языческих (дохристианских) времён. Главными атрибутами Масленицы являются блины и народные гулянья.
Согласно христианским канонам, это последняя неделя перед постом, когда еще можно есть молоко, сыр и яйца. Она как бы призвана подготовить верующих к Великому посту, чтобы именно в эту сыропустную неделю они пополнили свои запасы. Есть на Масленицу соответственно можно любые блюда, которые не содержат мясо.

В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы - примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту - время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. Неделя эта сплошная, отменяется пост в среду и пятницу.

Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели - примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу - в этом христианская составляющая Масленицы. Масленица - это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями.

В народной традиции празднования Масленицы сохранилось очень много языческих обычаев и обрядов. Некоторые из них были также связаны с природным сельскохозяйственным циклом.

Все дни Масленицы в старину проходили по уставленному порядку, каждый имел свое название и назначение.

Вторник. Второй день - «Заигрыш». Начинались разные игры и потехи. Строились снежные и ледяные крепости, качались на качелях, пели песни. Во вторник женщины снова собирались в корчме. После гулянья в корчме все выходили на улицу, где устраивались веселые забавы, которые длились почти весь день. Второй день, как правило, считался днём для молодожёнов. Неделю - две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы. В этот же самый день было не только катание со снежных гор, но и продолжалось угощение блинами во всех домах: в эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых.

В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили "позыватки" – люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Отказ тогда объявлялся общим выражением: "у нас состроены у самих горы и гости прошены". Соседи толковали такие отказы по-своему: "здесь-де начинается разлад и дочку прочат за другого". Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. 





Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.