Две сверхмассивные черные дыры разорвали на части звезду

25 апреля 2014 в 11:07

Необычное астрономическое явление зафиксировали учёные Института радиоастрономии общества Макса Планка под руководством Стефани Комосса благодаря мощному телескопу Европейского космического агентства XMM-Newton. Исследователи обнаружили пару сверхмассивных чёрных дыр в центре обычной галактики. Их удалось разглядеть совершенно случайно, благодаря тому, что они разорвали своими гравитационными полями близлежащую звезду.

Эти дыры расположены в галактике SDSS J120136.02+300305.5, которая находится на расстоянии в 2 миллиарда световых лет от Земли. Пары черных дыр можно пересчитать по пальцам, и все они находятся в ядре галактики, где активно участвуют в уничтожении звезд. В отличие от своих предшественников, эта пара располагалась далеко от центра звездной системы – тем сложнее было ее обнаружить. Звезду они разорвали за счет мощнейшего гравитационного притяжения - оно просто оторвало от небесного тела клочки, которые разлетелись в разные черные дыры. Немецкие ученые отметили, что это событие произошло еще в 2010 г., а сами черные дыры и исчезнувшая звезда находились в 2 млрд. световых лет от Земли. Заранее предсказать такое событие невозможно, поскольку оно всегда возникает спонтанно. Подобное явление возникает, когда гравитация одной из чёрных дыр разрушает поток газа, идущего к другой. Из-за этого испускаемые рентгеновские лучи временно угасают.

Принято считать, что сверхмассивные чёрные дыры являются центрами галактик. Слияние чёрных дыр – источник мощного гравитационного излучения во Вселенной. Изучение действия далеких черных дыр может помочь ученым предсказать поведение той, которая находится совсем рядом с нашей планетой. В теории, эта черная дыра представляет серьезную угрозу для человечества: она может или засосать Землю, или серьезно изменить силу притяжения.

По информации mir24.tv