Российские ученые обнаружили черную дыру, поглотившую три звезды

Группа российских исследователей Института исследований космоса РАН и МФТИ зафиксировали уникальное явление - три мощных рентгеновских вспышки, свидетельствующих о разрушении трех звезд. Как показали наблюдения, их поглотила сверхмассивная черная дыра.

Разрушение звёзд сверхмассивными чёрными дырами происходит приблизительно раз в десять тысяч лет, когда небесное тело проходит слишком близко от "гигантского космического пылесоса". Тогда чёрная дыра сначала срывает со звезды вещество, а затем разрывает её своим гравитационным полем. При процессе разрушения образуется яркая вспышка из рентгеновского излучения, именно по ней ученые проводят фиксацию гибели звездного тела даже в самых далеких галактиках.

Отмечается, что астрофизики использовали данные, полученные рентгеновскими орбитальными обсерваториями ROSAT и XMM-Newton. Отметим, существенный прогресс в фиксировании разрушения звезд сверхмассивными черными дырами будет достигнут после введения в эксплуатацию новых телескопов, включая аппарат российской космической обсерватории Спектр-Рентген-Гамма, которую запустят в 2016 году, сообщает "Лента.Ру".

Черные дыры бывают разными по размеру и классифицируются либо как черные дыры звездной массы (менее 70 раз больше массы Солнца), либо как сверхмассивные (в миллионы раз массивнее Солнца, как гигантская черная дыра, которая находится в центре Млечного Пути).

Ранее группа астрономов под руководством Марека Николаюка из Белостокского университета обнаружила в центре далекой галактики NGC 4845 "проснувшуюся" черную дыру, которая начала поглощать останки планеты-гиганта или чёрного карлика. «Впервые мы наблюдаем, как чёрная дыра разрушает объект, не похожий по природе на звезду. Согласно нашим оценкам, чёрной дырой были съедены только внешние слои (объекта), что заставило планету «похудеть» на 10% её массы. Скорее всего, плотное ядро объекта всё ещё вращается вокруг чёрной дыры», - цитировал специалиста Телепорт.