Жизнь во Вселенной могли уничтожить гамма-вспышки

Жизнь во Вселенной могли уничтожить гамма-вспышки. К таким выводам пришли учёные Еврейского университета и Университета Барселоны, говорится на сайте Американского физического сообщества. Исследователи утверждают, что гамма-вспышки длительной продолжительности становятся причиной возникновения умирающих звёзд, которые затем превращаются в Сверхновые.

До сих пор ученые предполагали, что интенсивные длинные гамма-всплески не происходят в нашей части Вселенной и характерны только в галактиках бедных металлами (в данном случае имеются в виду все элементы, кроме водорода и гелия — прим. «Ленты.ру»). В последнее время было обнаружено, что они изредка могут происходить и в нашей галактике, которая обладает высокой металличностью. Это заставляет учитывать возможность, что гамма-вспышки могли происходить или даже продолжают оказывать влияние на существование жизни на планетах, включая нашу, пишет "Лента.Ру".

Проведя анализ, астрофизики выяснили, что за последний миллиард лет гамма-излучение могло стать причиной вымирания 60% живых организмов на Земле. Ученые отмечают гамма-вспышки как потенциальную причину массового вымирания живых организмов Земли на границе ордовикского и силурийского периода, примерно 440 миллионов лет назад. При этом исследователи установили, что 5 млрд. лет назад во Вселенной едва ли существовала жизнь, потому что тогда галактики были меньше по площади, и гамма-вспышки влияли на планеты гораздо сильнее, чем сейчас. По мнению специалистов, планеты на периферии галактики менее подвержены облучению от гамма-вспышек из-за меньшей плотности звезд вокруг.

Вспышки гамма-излучения происходят при взрыве сверхновых. Когда у массивных звезд кончается водородное топливо, поддерживавшее их свечение в течение миллиардов лет, их ядро сжимается и образует черную дыру, а остальная материя в соответствии с процессом, еще не нашедшем точного объяснения, разлетается в окружающее пространство со скоростью, близкой к скорости света. Эти потоки материи протискиваются сквозь внешние слои вещества, образующего звезду, и устремляются далее в космическое пространство, где взаимодействуют с газом, испущенным звездой в прошлом. Это взаимодействие приводит к яркому послесвечению, затухающему со временем.