Великий пост. Обычаи и традиции

Из многодневных постов, Великий пост - самый продолжительный и строгий. Его называют Святой Четыредесятницей в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в посте и молитве в безжизненной пустыне, явив этим подвигом пример для всех людей. И когда "приступил к Нему искуситель... сказал ему... "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф.4,3-4).

Великий пост длится 48 дней. Он установлен в память 40-дневного поста самого Иисуса в пустыне, а последняя страстная седмица - в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. Великий пост неразрывно связан с переходящим праздником Пасхи, поэтому каждый год его время меняется.

После воскресенья Масленицы наступает «Чистый понедельник». Это нецерковное название закрепилось в народе потому, что в этот день было принято чистить дом от «духа Масленицы» и ходить в баню, чтобы вступать в Великий пост очищенными духовно и телесно.

Во время Великого поста верующим не разрешается есть мясную и молочную пищу, а рыба дозволяется лишь дважды в течение поста — в праздник Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи).

Также принято соблюдать следующие правила: по понедельникам, средам и пятницам — холодная пища без масла, по вторникам и четвергам — горячая пища без масла. По субботам и воскресеньям разрешается растительное масло и немного виноградного вина — для поддержания сил. Раньше в Великий пост отказывались и от сахара, но сегодня он разрешен. Однако те люди, которым здоровье не позволяет соблюдать пост полностью, от сладкого все же отказываются, для того чтобы как-то обозначить свое стремление к ограничению.

Великий пост заканчивается в Великую субботу. В этот день желательно ничего не есть до Божественной литургии, которая означает конец поста. С этого момента все разговляются — то есть снимают с себя все ограни­чения, которые соблюдали.

Первый день Великого поста называли чистым понедельником. Очистительные действия этого дня сводились к строгому соблюдению поста, а иногда - к полному отказу от еды. В некоторых местах чистый понедельник был поминальным днем, поэтому вся еда состояла из кутьи, овсяного киселя и блинов.

Во время поста, длившегося семь недель, было принято воздерживаться от скоромной пищи и от веселья. Гулянья и вечерние собрания молодежи были строго запрещены. Возможны были лишь девичьи посиделки с пением духовных стихов и песен, распространенные в части районов Псковского края.

Обряды Великого поста соотносились с традиционными обычаями встречи весны. На Псковщине восточнославянский обычай закликать весну заключался в изготовлении 9 марта обрядного печенья: жаворонков, сороков или комов.

По церковному календарю - это день Сорока мучеников, по народному - Сороки. Печенье пекли из ржаной или пшеничной муки. Жаворонкам придавали форму птиц: делали глаза, головку, крылья, хвост. По народным представлениям, прилет птиц, в том числе и жаворонков, символизировал наступление весны. Сороки представляли собой круглые булочки и орешки; их должно быть сорок. В настоящее время крестьяне название этого печения возводят к названию птицы сороки.

В Порховском районе при испечении сороков в одну или две булочки закладывают монетки. Крестьяне считают, что «тот, кому достанется монетка, найдет счастье».

День Благовещенья жители Псковской губернии отмечали так же, как и все население России. В этот день обязательно посещали церковь, а все дела, даже самые важные, старались отложить. Крестьяне так и говорили: «В Благовещенье птица гнезда не вьет, девица косы не плетет». По сей день пожилые женщины соблюдают эту традицию.

В Благовещенье пекли большую просвирку, которую использовали в земледельческих обрядах. Ее клали в севалку - в посевные семена - для хорошего урожая. Использовали благовещенскую просвирку и в первый день пахоты. Пахарь, объехав один раз поле, откусывал кусочек просвирки, а оставшуюся часть отдавал лошади.

В Благовещенье судили о будущем урожае: если снега нет - будет урожай хлеба.

Предпасхальная неделя была насыщена праздничной подготовкой и различными обрядовыми действиями.

Последнее воскресенье перед Пасхой называли вербным. В этот день ходили в церковь святить недавно распустившиеся веточки вербы, которым приписывали магические свойства. Использование вербы в весенних обрядах не случайно: это первое растение, на котором весной появляются почки. Ломали вербу обычно в субботу, а после освящения, украсив лентами и кистями, ставили к иконе и втыкали в косяки окон. Общерусский обычай хлестать всех домочадцев, а особенно детей, освященной вербой с целью получения здоровья был известен и на Псковщине. При этом крестьяне приговаривали: «Верба-хлест, бьет до слез».

Повсеместно был распространен обычай выгонять скотину в поле в первый раз освященной вербой, чтобы оградить ее от различных напастей. Многочисленные обряды с вербой должны были обеспечить сохранение и преумножение будущего урожая и скота. Вербу «тыркали в свою полосу на ржаном поле, а при колхозах - в огород, чтобы хлеб рожался» (Порховский район). Крестьянки Гдовского района, воткнув веточки в землю, перепрыгивали через них три раза, стараясь не задеть вербу, чтобы скот за время летнего выпаса оставался целым и невредимым. Веточки вербы также оставляли (или сжигали) на муравейнике, считая, что скотина, подобно муравьям, всегда будет возвращаться домой.

После вербного воскресенья начиналась страстная, или страшная неделя. Особо отмечался четверг, известный в народе как чистый четверг. Среди многочисленных обрядов, приходившихся на этот день, на Псковщине наибольшее распространение получил обряд очищения водой, сохранившийся и сегодня.

Воду для омовения брали из природных источников рано утром. В нее опускали чаще всего монетку, серебряную, и яйцо, тем самым увеличивая ее очистительные и целебные свойства. Утром, до восхода солнца, обливались или умывались этой водой, «чтобы быть счастливыми». Первоначальный смысл ритуального омовения, заключающийся в телесном очищении перед весенним севом, был забыт.

К очистительным действиям, совершавшимся в этот день, можно отнести и тщательную уборку помещений. К четвергу старались убрать и вымыть все в доме и во дворе, т.к., согласно поверью, в чистый четверг «мусор не выносят из дома для благополучия». По представлению крестьян, в этот день нельзя ничего никому давать, ходить по домам и просить что-нибудь, поскольку так поступали только колдуны. Порховские крестьяне верили, что колдуны творили свои черные дела в чистый четверг до восхода солнца. Поэтому, именно к этому времени было приурочено омовение водой, как охранительное действие.

К четвергу были отнесены обряды, направленные на сохранение и предохранение домашних животных. В ночь на четверг в подойник наливали чистую воду, клали на него сверху нож или лучину и оставляли до утра. Делалось это для того, чтобы «никто не отнял у коров молока».

В четверг начинали готовить пасхальные блюда: пасху, кулич, каравай. В пятницу или в субботу красили яйца. Самый распространенный способ окрашивания - в луковой шелухе.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости