Космодром "Восточный" вошел в историю задолго до того, как с него отправится первая звездная экспедиция: еще ни одна «космическая» стройка - ни в России, ни в мире - не сопровождалась таким количеством коррупционных скандалов.
Как пишет "Мир новостей", начать следует с выбора места стройки, который, мягко говоря, не оптимален. По целому ряду параметров "Восточный" выглядит менее предпочтительно, чем Байконур - нынешняя основная стартовая площадка. Во-первых, он находится на 6 градусов севернее Байконура, что при прочих равных условиях ведет к снижению массы выводимых грузов: чем дальше от экватора, тем сложнее запуск. Во-вторых, Восточный расположен намного дальше от основных предприятий космической отрасли. Расстояние доставки аппаратов превысит 5500 км (в случае Байконура это 2500 км). А это резко увеличивает как транспортные издержки, так и затраты времени.
Собственно, единственным преимуществом Восточного является то, что он находится на территории России. Преимущество, что и говорить, важное: Байконур мы арендуем у Казахстана за 115 млн долларов в год (плюс около 200 млн зеленых тратится на поддержание жизнедеятельности космодрома).
Строительство космодрома само стало вопиющим примером бесхозяйственности. В конце прошлого года о проблемах стройки со всей откровенностью поведал Олег Остапенко, на тот момент глава Роскосмоса, заказчика строительства. «Положение было критическим уже в октябре 2013 года. Мы не имели детальных графиков строительства, изготовления и поставки технологического оборудования. Не существовало единого организационного документа, то есть с самого начала строительства, с 2012 года, работы велись хаотично, бессистемно, что и привело к той ситуации, которую мы имеем сегодня. Изначально в планировании строительства была допущена стратегическая ошибка: завершение строительства и проведение первого старта ракеты-носителя были спланированы на одно и то же время - конец 2015 года».
Помимо всего прочего, строительство сотрясла целая череда коррупционных скандалов. В ноябре прошлого года были арестованы бывшие уже глава и главный бухгалтер Дальспецстроя - дочерней структуры Спецстроя, генерального подрядчика строительства. Тогда же под стражу также был взят главный инженер проекта по оснащению космодрома. Все они проходят по делу о хищениях бюджетных средств, выделенных на проектирование и строительство Восточного. О масштабах казнокрадства свидетельствуют данные проверки Счетной палаты: по оценке ведомства, стоимость строительства завышена более чем на 13 млрд рублей. Для справки: общая стоимость строительства - около 300 млрд, из которых выделено уже примерно две трети. А недавно был задержан гендиректор компании-субподрядчика «Стройиндустрии-С», обвиненный в невыплате зарплаты своим сотрудникам, работающим на строительстве космодрома.
Чтобы обратить внимание властей на свои проблемы, «стройиндустрийцы» объявили голодовку. Их товарищи по несчастью, работники Тихоокеанской мостостроительной компании, решили «достучаться до небес» еще более оригинальным способом. «Уважаемый Путин В.В. Спаси рабочих. Хотим работать. 4 месяца без зарплаты», - написали они белой краской на крыше своих жилых вагончиков. Президент откликнулся. «Все эти деньги перечислены, - сообщил он в ходе разговора с одним из «бунтарей». - Почему они не доходят до субподрядчиков, до исполнителей, почему не выплачивается заработная плата - это большой вопрос, который требует и ищет своего кропотливого исследователя».
Не дает, однако, покоя еще один вопрос. Если такое могло случиться на виду у всех, при практически ежедневном президентском контроле, то что же происходит с государственными деньгами там, куда не ступала нога высокого начальства?
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.