БАМЛАГ- подразделение ГУЛАГа НКВД, главными задачами которого было не только строительство Байкало-Амурской железной дороги, но и прокладка вторых путей на Транссибе, лесозаготовка, деревопереработка и добыча золота.
Байкало-Амурской дороги в те годы, к слову сказать, проложили треть от намеченного - более 2 с половиной тысяч километров пути. Как свидетельствуют архивные документы по истории дороги, БАМЛАГ был не единственным концлагерем в области.
- Первые жертвы репрессий советской власти появились в тындинских краях в 1929 году в лагере Бушуйка под Соловьёвском. Это были не уголовники в чистом виде, но и не политические преступники - в основном раскулаченные. Они и золото добывали, и подравнивали Амуро-Якутскую дорогу, и лес валили, - рассказывает директор музейного научно-учебного центра Амурского госуниверситета Сергей Волегов, бывший учитель из Тынды и один из первых, кто начал детально изучать историю магистрали и собирать музейные экспонаты. - Я начал изучать историю магистрали, попутно стали всплывать различные факты и документы о БАМЛАГе - центральном управлении в Приамурье, в состав которого по области входило 27 небольших лаготделений, в которых согласно приказу зампредседателя ОГПУ Генриха Ягоды на каждые 10 километров БАМа должно быть отделение на 700 - 800 заключённых.
Историю Байкало-Амурской магистрали еще изучать и изучать. Экспозиции, посвященные ей, есть только в нашем городском музее и музее АмГУ. В Санкт-Петербурге имеется виртуальный музей ГУЛАГА «Мемориал», одна из страниц которого посвящена БАМЛАГу, музею истории БАМа, его экспонатам. Научные сотрудники из северной столицы России приезжали в Тынду для того, чтобы заснять все на видео и фото. В тындинском музее наряду со стационарным залом «Современный БАМ» о строительстве дороги от Усть-Кута до Комсомольска в 70-80-е годы 20 века, есть и постоянный зал «БАМЛАГ», открытый в 2003 году.
фото: taishetcom.do.am
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.