В театре все спокойно: идет переписка

Письмо с просьбой дать объяснения написал бывший главный режиссер амурского драматического театра Денис Кожевников своему бывшему работодателю – директору театра Татьяне Бединой, непрозрачно намекая на нарушение авторских прав. Он недоволен, что в поставленном им спектакле «Поминальная молитва» поменяли актрису, игравшую главную роль.

Ни ответа, ни привета

 Главную роль в «Поминальной молитве» играла заслуженная артистка РФ Татьяна Телегина. Уехала к больному отцу, говорит актриса, отпустили в отпуск до 15 февраля, а шестого февраля был подписан приказ о назначении другой актрисы. Когда приехала – играла в другом спектакле, а в «Поминальной молитве» — поменяли. Хотя были случаи, когда актеры уезжали и на три месяца — и спектакли без них не играли, просто снимали с репертуара. По возвращении все приходят и работают.

— Когда я уехала к больному отцу, — отметила Татьяна Телегина, — мне ребята из театра позвонили и рассказали про письмо к властям с просьбой о разделении полномочий между директором и главным режиссером. Я отправила телеграмму в поддержку. Приехала — ни ответа, ни привета. Еще когда на должности главный режиссер был, письмо писал в управление культуры — просил разобраться в ситуации. В управлении почему-то встречались только с одной стороной, а тех, кто написал письмо, не вызывали. Никого! Мы сидели, ждали, что нас вызовут. Потом нам сказали, что все это грязь и все это личное. Хотя в письме указывалось на профессиональные вопросы. Не вижу объективности. Не понимаю, наплевать почти на половину актерского состава?

 Письмо директору

 Бывший главный режиссер театра Денис Кожевников пока остается в Благовещенске. Как стало известно, он написал письмо своему бывшему работодателю – директору театра Татьяне Бединой, где просит объяснений.

— По закону об авторских смежных правах, а также по договору на постановку спектакля «Поминальная молитва», дирекция театра без моего согласия не имеет права вносить изменения в состав исполнителей, — рассказал Денис Кожевников. — Изменение было внесено – главную роль, которую играла Телегина, дали играть Лаптевой. На мой взгляд, спектакль — другой. Возьмите любой фильм, спектакль, замена главного исполнителя многое меняет. Спектакль состоялся 15 февраля, когда основная исполнительница была в отпуске. А 24 февраля она уже была в городе, приступила к работе, но не играла в «Поминальной молитве», хотя двумя днями ранее играла в спектакле «Дядюшкин сон». Мне не понятна причина такого поступка дирекции. По этому поводу направлено письмо, где я прошу объяснить действия. По результатам ответа буду либо подавать в суд, либо мы до суда как-то разрешим эту ситуацию.

— Вы в марте собирались покинуть город? Решили побороться?

— Видимо, имеет смысл. Есть письмо, есть такая поддержка. Отношения режиссера с труппой — это всегда очень сложно. Артисты, много лет отработавшие в театре, среди них заслуженные, тебя поддерживают, рискуя навлечь на себя гнев. Мне это дорого. Властям, к которым обратился коллектив, нужно принимать какое-то решение, либо можно потерять очень много творческих людей. Вопрос может вылиться за пределы области. Театральный мир тесен, слухи быстро распространяются.

— Не исключаете возможность своего возвращения в театр?

— При условии, что власти прислушаются к пожеланиям о разделении полномочий, изменив систему управления. Решение по творческим вопросам должен принимать художественный руководитель. Если бы такие шаги были сделаны и обладминистрация предложила бы заключить с ней контракт в качестве художественного руководителя, я с удовольствием бы работал. Поскольку очень люблю эту труппу, театр и, как мне кажется, мог бы принести еще много пользы.

 Здесь свои порядки

 Директор театра Татьяна Бедина по поводу письма бывшего главного режиссера ответила следующее:

— Я дала ему официальный ответ по почте в положенные сроки. Хотя могла бы не отвечать — он более не связан с театром трудовыми отношениями. Мы концепцию художественную спектакля «Поминальная молитва» не нарушили: актриса вошла на роль в рамках образа, построенного режиссером-постановщиком. В нашем театре, как и в театрах по всей стране, ввод актеров – абсолютно нормальная практика. Мы спектакль купили – деньги за него режиссеру заплатили и нормальный гонорар. В «Поминальную молитву», где главную роль играла заслуженная артистка РФ Телегина, в момент ее отсутствия ввели народную артистку РФ Лаптеву. Она за неделю роль освоила. И что теперь — один раз сыграла и не дать закрепить? Нет, напрасной работы не будет. У нас здесь свои порядки. Телегина с Лаптевой будут играть в параллели.

Спектакль — собственность театра. Я должна обезопасить театр и зрителей. Уходит человек на учебу или на больничный — роль играет другой актер. Актриса ведь не одна на сцену выходит, а с ней 10-15 человек. Это их зарплата и жизнь. Не могут все от одного человека зависеть. Если у кого-то родились представления, что я актеров преследую за письмо в администрацию, то это ошибочное мнение. Я на эту тему с ними даже не разговаривала. Это на их совести. 

— Татьяна Федоровна, какая атмосфера в театре после конфликта?

— У нас хорошая спокойная рабочая обстановка. Она и была такая. Все на месте. В день бывает по два спектакля. Как работал коллектив, так и работает. Лично я не чувствую никакого конфликта. Всегда в театре кто-то чем-то не доволен. Это было всегда, есть и будет. И считаю, что нельзя было конфликт раздувать и выносить из театра. А что-то объяснять не хочу. В театре три премьеры, одна за другой — вот мой ответ.

Премьера состоялась в минувшие выходные — спектакль для детей «Мымренок» по пьесе Валентина Афонина. Следующая премьера — «Все в саду» по пьесе Олби — 24 марта, накануне Международного дня театра.

 Много личного

 Власти изучили коллективное письмо, пришедшее из драмтеатра.

— Соответствующая работа по изучению ситуации в коллективе была проведена, — сообщил председатель облсовета Олег Турков. — Поднятые в письме вопросы не будут выноситься на областной Совет – в этом нет необходимости. Мы не должны вмешиваться в творческую жизнь. Потому что так мы можем очень далеко зайти — рассматривать на сессии подобные ситуации по любому трудовому коллективу.

Не дело это — законодательному органу власти курировать такие вопросы. Депутат может разобраться в законе, но творческие вопросы не должны решаться с такой позиции, тем более методом голосования. Это полный абсурд. Лучше не вмешиваться во внутренние дела коллектива, дать ему успокоиться, и жизнь наладится. Во всей этой ситуации слишком много личного. Коллектив сам разберется, творческие люди найдут правильные пути выхода, и проблем больших не будет.

К тому же есть уполномоченные органы, которые заключают контракт, нанимают и увольняют соответствующих работников. И именно эти люди должны этим заниматься.

Депутат облсовета Виктор Хахин предлагал создать рабочую группу, которая бы занималась изучением ситуации в театре. И крайне недоволен тем, что председателем комитета по социальным вопросам Еленой Выдровой этот вопрос снят с рассмотрения.

«Мне отказано без мотивировки, — отметил депутат. — Я вопрос о создании рабочей группы буду выносить на сессию. Я не хотел раздувать. Думал узнать точку зрения у всех – объективно изучить ситуацию. Мне некоторые депутаты говорят: «Мы с теми и теми разговаривали – те правы». Но там какие-то подводные течения. Люди к нам – в облсовет – обратились, наша задача – встретиться с ними. Я все-таки вопрос по театру 15-16 марта вынесу на сессию».

Заместитель губернатора Сергей Степанов, также ознакомившийся с письмом, пока комментариев не дает. В телефонном разговоре он сказал, что намерен встретиться с бывшим главным режиссером театра в ближайшее время. До этого момента комментировать ничего не может.

…Между тем театр покидает еще один человек. Почему решила уволиться актриса Ольга Галанцева-Малющева, служившая искусству на сцене 11 лет, распространяться особо не захотела. Сказала лишь, что, в частности, это бытовые вопросы: жить семьей из трех человек на 15 квадратных метрах уже невыносимо. Да и в атмосфере того, что происходит в последнее время в театре, трудно работать, появляется страх за будущее. «Решила увольняться, — отметила актриса. — 15 марта уже буду свободна».

Взгляд со стороны

 Разложить «по полочкам» происходящее в театре и возможные последствия с точки зрения психологии мы попросили кандидата психологических наук, декана психолого-педагогического факультета БГПУ Светлану Зуеву:

— С точки зрения психологии это конфликт противоречия столкнувшихся взглядов, мнений, интересов. Там, где сталкиваются административная сфера деятельности, которой нужна четкость, объективность, подчинение, и творческая сфера, которой, наоборот, присуща некоторая обтекаемость, субъективность, наверное, это вполне типично.

Конфликт, как правило, протекает болезненно либо для обеих сторон, либо для одной. Если смотреть по-житейски, скорее всего, в данной ситуации — деление на группы, поддержка одного или другого — это временное явление, и в итоге все не уйдут. И вряд ли люди будут массово увольняться — у них специфический характер труда. Куда они пойдут работать? Поэтому, скорее всего, при всеобщем или частичном недовольстве ситуация уляжется.

С моей точки зрения, конфликт сейчас вряд ли разрешится конструктивно, а конструктивно – это когда тот, кто виноват, объективно признает свою вину, неправоту — и стороны приходят к соглашению. Здесь все-таки, наверное, нужен определенный компромисс, когда обе стороны признают, что в чем-то они были не правы, оговаривают четко дальнейшие права, обязанности.

Понятно, что люди принимают все близко к сердцу. Я бы посоветовала конфликтующим сторонам, как бы это ни было трудно, посмотреть на ситуацию, оторвавшись немножко от своего личного, посмотреть на то, насколько этот конфликт все-таки мешает работе театра, известного в Амурской области и за ее пределами. И насколько некрасиво выглядит творческий коллектив театра в этой ситуации, насколько несовместимо, наверное, даже то, что сейчас происходит, с призванием людей, которые работают в театре. Показываются несколько низменные стороны человеческой натуры. Они есть в каждом из нас. Но когда мы на это смотрим в пьесе — это одно, а когда перед нами это раскрывает жизнь — совсем другое.

 Зритель-то при чем?

 Девятый год директором драматического театра города Тында работает Валерия Шевченко. Коллектив маленький – десять актеров. На памяти директора — три главных режиссера. Люди работали по контракту, говорит, набирались опыта и, достигнув определенного уровня, уезжали туда, где видели новые перспективы. Творческие конфликты, по словам Валерии Шевченко, между директором и главным режиссером периодически возникали, но разрешались в течение нескольких дней — затяжных никогда не было. «Главный режиссер должен быть в театре, — отметила Валерия Шевченко. — И четкое разделение функций между ним и директором. Но вместе это должен быть тандем. Без этого театр не живет. Мне как-то везло с главными режиссерами. Мы советовались».

Избежать конфликтов, считает директор, можно при помощи художественного совета. И все спорные вопросы в тындинском театре решаются коллегиально. Главный режиссер берет в работу спектакль и объясняет худсовету, что нужно для хорошего качества. Обсуждаются финансы. Если директор говорит, что таких денег нет, вместе смотрят, на чем можно сэкономить. Театр живет за счет самоокупаемости, на постановки деньги из бюджета не выделяются, поэтому приходится считать каждую копейку.

«Расхождения по творчеству — тоже выносим на худсовет, — отметила Валерия Шевченко. — У меня может быть свое какое-то видение, у главного режиссера — свое. Но нельзя двоим выяснять. Для этого и существует худсовет, который большинством голосов принимает решение. Иногда голосуют против моего мнения. Я вынуждена это принять, если не расходится с законами и финансами. Идти прямолинейно на конфликты смысла нет: на творческом микроклимате сказывается отрицательно, коллектив страдает. В конечном итоге все это отражается на зрителях. Зритель-то при чем?»

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости