Что станет с транспортным налогом?

Амурчане-автовладельцы, возможно, уже с конца нынешнего года не будут платить транспортный налог за своих «железных коней». Российское Правительство рассматривает вопрос об его отмене. Однако взамен будут повышены акцизы на топливо на 3 рубля с литра, что пропорционально отразится на стоимости бензина. Чего ожидать амурчанам — налогового послабления или очередного скачка цен на все, в чем «замешана» топливная составляющая, — выяснял наш корреспондент.

Эти меры предлагаются в «верхах» власти с той целью, чтобы уже к 2011 году вернуться к такой схеме финансирования дорожного хозяйства субъектов, как региональные дорожные фонды. Мол, когда в 2001 году подобные фонды были ликвидированы в бюджетах, финансирование отрасли резко снизилось.
В Амурской области, к примеру, в 2009 году потребность местного дорожного хозяйства исчислялась 1,3 миллиарда рублей, а реально было выделено всего 675 миллионов.
По словам начальника управления планирования дорожного комплекса областного минэкономразвития промышленности и транспорта Валерия УХОВА, именно акцизы на бензин являются основной составляющей дорожного фонда Приамурья. В прошлом году они составили 900 миллионов рублей в противовес 400 миллионам уплаченных в качестве транспортного налога. Причем после последнего повышения налога на «железного коня» его «собираемость» несколько упала. С физлиц она составила всего 77 процентов — автовладельцы попросту не спешили регистрировать свои машины.
В такой ситуации, чтобы удовлетворить потребности регионов, чиновники высокого ранга и предлагают заменить транспортный налог повышенным акцизом на топливо. То есть платить ежегодный сбор автолюбителям не придется. Акциз, в свою очередь, вырастет в среднем на 3 рубля за литр бензина.
Правда, оговоримся, что речь идет не о строительстве новых дорог на эти средства, а о ремонте уже существующих. Амурские «дорожники» всецело за новшество, но говорят, что к нему необходимо подходить взвешенно и учитывать интересы и возможности различных слоев населения Приамурья и страны в целом.

Неощутимые дозы

Что касается автовладельцев, то одних эта новость может порадовать, а вот других, наоборот, расстроить. Итак, о чем речь?
Мы попытались рассмотреть, что даст амурчанам данная идея на выходе. Во-первых, обеспечение справедливости по пробегу. Вокруг транспортного налога уже несколько лет не утихают споры: мол, почему человек, у которого машина весь год простояла в гараже, должен платить налог ровно столько же, сколько человек, у которого авто весь год «бегало» по дорогам? В основном этот вопрос волнует пенсионеров — хотя, казалось бы, им в таком случае предоставляются субсидии. Во-вторых, обеспечение справедливости по пользователю – мол, налог на дороги будет платить тот, кто ею действительно пользуется, а не тот, на которого просто зарегистрирована машина. Немаловажным остается и то, что благодаря схеме устранения налога и повышению акциза автомобилистам предоставляется как бы рассрочка платежа: «налог» платится практически неощутимыми для кошелька нормального автомобилиста «дозами». Гражданину не приходится раз в год выкладывать «соизмеримые» с половиной прожиточного минимума суммы.
Для областных властей основным положительным моментом станет близкая к ста процентам собираемость «налога». Ведь, согласитесь, поставить счетчики на нескольких десятках заправок в городе и получать налог с юридических лиц на порядок проще, чем бегать за 154,2 тысячами физических лиц (именно столько владельцев авто стоят на учете в амурском управлении налоговой). Плюс это позволит вывести из тени и тех автомобилистов, кто сейчас уклоняется от уплаты транспортного налога: захочешь ездить — придется платить за бензин, стоимость которого от повышения акциза соизмеримо вырастет.

Бензином по кошельку

На этом моменте хотелось бы остановиться, так как здесь-то и раскрывается обратная сторона медали.
— Сегодня заправщики прибавляют к цене поставщика 5-6%, — говорит коммерческий директор одной из нефтяных компаний Амурской области Владислав ХВАН. — При повышении акциза на 3 рубля стоимость бензина «скакнет» на 15-20 процентов. При этом бензин мы будем закупать у производителей, которые в свою очередь тоже поднимут цену. По словам «нефтяника», если энергоносители у нас дорожают, то адекватно дорожает все остальное.
При таком раскладе при отмене транспортного налога проиграют владельцы автомобилей, которые в постоянном «движении». Возьмем для примера наемного водителя. За месяц при расходе 10 литров в день автомобилист использует 220 литров горючего. При нынешней средней цене за бензин марки АИ-95 в 25 рублей он обойдется в 5,5 тысяч рублей в месяц. В год выйдет 66 тысяч «российских». При условии, что цена за литр бензина вырастет пропорционально повышению акциза на три рубля, то в год наемник проездит почти 74 тысячи рублей. Что получается в итоге — переплата за год составит почти восемь тысяч, тогда как ставка транспортного налога на авто мощностью около 140 «лошадей» не превышает трех тысяч рублей.
В выигрышном положении останутся те, кто практически не двигается на своем «железном коне». Те же, кто ездит на машине на работу и обратно, по нашим расчетам, будут оставлять на бензоколонке в полтора раза больше цены налога.
Можно, конечно, возразить, сказав, что цены на заправках и без повышения акцизов за это время могут подскочить. Но не стоит путать рост цен в зависимости от инфляции и искусственное повышение, на которое хотят пойти российские власти.

Платить придется всем

Повышение цен на бензин, к сожалению, коснется не только автовладельцев, но и тех, кто пользуется общественным транспортом. Ведь автобусы тоже заправляются бензином, который предприятие впоследствии закладывает в стоимость проезда. Так, в экономическом отделе благовещенского муниципального предприятия «Автоколонна 1275» нам рассказали, что топливная составляющая, внесенная в тариф за проезд, составляет 22%. Однако, как говорят на предприятии, даже если цена на бензин «скакнет», то проезд может подорожать, но не более чем на 1 рубль. Слишком резко поменять стоимость проезда в городском транспорте не позволит существующая тарифная вилка. Ее пересмотрение — в компетенции местных органов власти.
В незавидном положении окажутся и сельхозпроизводители, которые отстранены от уплаты транспортного налога на всевозможные комбайны и тракторы. Однако в периоды сева и уборки урожая эти агрегаты «поедают» несметное количество дизельного топлива.
Отдельного разговора требует и влияние роста акцизов на стоимость продуктов на прилавках магазинов. Ведь транспортная составляющая есть практически в каждом продукте, поставляемом в магазины Амурской области.
Начальник управления планирования дорожного комплекса областного мин-экономразвития Валерий УХОВ считает, что основа предлагаемой идеи здоровая, все цивилизованные страны уже давно используют подобную схему. Правда, чиновник не исключает, что от возможности переворота идеи с ног на голову никто не застрахован.
«Любой факт можно рассматривать с разных сторон, везде есть плюсы и минусы, — говорит Валерий Ухов. — Взять ту же электроэнергию, которая растет с каждым годом процентов на 15, и никто уже не спрашивает. Точно так же спокойно прошло повышение цен на бензин, когда он годами ранее резко «скакнул» на 6 рублей».
— Относительно повышения цен на различные продукты: можно найти такую связь в чем угодно, ну хотя бы с электроэнергией, — говорит замдиректора территориального управления автомобильных дорог области «Амурупрадор» Сергей Баранов. — Бензин и дизельное топливо — это и сельхозпродукция, и доставка, и переработка. Естественно, в какой-то степени это отразится на ценах, возможно, на копейку, возможно, на две. Здесь тоже необходим нормальный подход, чтобы не получилось, что «злодеи» взвинтили цену, и остальным пришлось поднимать не на копейки, а на рубль.

***
Но пока все это находится в стадии дискуссии. Минтранс рассматривает различные варианты поэтапного повышения топливных акцизов: по 1 руб. в год за три года; по 1,5 руб. в год за два года или сначала на 1 руб., а затем еще на 2 руб. Соответственно, поэтапной может быть и отмена транспортного налога. В частности, министерство склонно поддержать предложение некоторых регионов с 2011 г. отменить этот налог только для владельцев автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил.

 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости