В Амурской области резко упали объемы экспорта и импорта

В Амурской области резко упали объемы экспорта и импорта, а Украина пропала из списка стран, куда через Благовещенскую таможню отправляются товары.

Мы продали боинг

Амурская область ничего в январе не экспортировала на Украину, но зато через Благовещенскую таможню прошел очень необычный товар, отправленный в США. «Телепорт» сравнивает, как торговала Амурская область с зарубежными странами в январе этого года и год назад.

Самая значительная часть экспорта - это по-прежнему минеральные ресурсы, на второе место вышли продовольственные товары, а на третьем - древесина. На все остальное вместе взятое в структуре экспорта, с точки зрения весов, грузов приходится менее одного процента. Но одно дело вес, а другое - стоимость. Здесь лидирует группа товаров «Машины, оборудование и транспортные средства», на которую приходится 47% стоимости всех товаров, ушедших через Благовещенскую таможню в январе. Речь идет, как нам удалось узнать, об одном-единственном товаре - самолете, который отправился в Соединенные Штаты Америки. Мы попытались предположить, что именно за самолет был продан в США, по его весу - 54658 килограммов. Поначалу очень сильно удивились: Интернет выдал, что ровно столько же весит «старинный» американский тяжелый бомбардировщик B-50A.  Но все оказалось проще - по всей видимости, речь шла про одну из разновидностей пассажирского «боинга», который продала одна из якутских авиакомпаний. Напомним, Республика Саха также входит в зону действия Благовещенской таможни.

Эта транзакция вывела США на второе место после Китая по стоимости экспорта, отправленного через Благовещенскую таможню (13,1 миллиона долларов). На Америку пришлось 47% экспорта, измеренного в долларах. А на Китай по этой причине - небывало малая доля: «всего лишь» чуть более 50%. Обычно на Поднебесную приходится в районе 90%. Кроме того, среди стран, куда отправлялись товары из зоны действия Благовещенской таможни, фигурируют Монголия (туда отправляли пшеницу), Северная Корея (покупатель нашего леса), Австрия и Япония. Со странами СНГ Амурская область, получается, не торговала. Так, прежде довольно существенная доля экспорта шла на Украину. В январе прошлого года доля этой страны в экспорте из нашего региона составляла около 14%, что, в общем-то, весьма существенно. А в январе 2015-го Украины в списке стран, куда что-то экспортируется через Благовещенскую таможню, уже нет. Это не связано с политикой. Просто на Украину из Приамурья традиционно поставляется уголь, который теперь оформляется не Благовещенской таможней, а таким органом, как энергетическая таможня, в ведении которой - газ, нефть, бензин, электричество и так далее.

В целом экспорт значительно сократился, с точки зрения суммарного веса вывезенных товаров, - с 252,5 тысяч тонн в январе прошлого года до 140 тысяч тонн в январе 2015-го. Но стоимость отправленных за рубеж товаров уменьшилась не сильно - с чуть более 29 миллионов долларов до 27,9 миллиона. Во многом благодаря «боингу».

В Китай уходят сладости

Ажиотаж на российские продукты питания, который из-за падения курса рубля наблюдается среди китайских граждан, нашел свое отражение и в статистике внешней торговли Амурской области. В январе наступившего года, по сравнению с первым месяцем предыдущего, радикально вырос экспорт продовольствия. Если за январь через Благовещенскую таможню вывезли за рубеж чуть более 85 тонн продовольствия на 42 тысячи долларов, то в этом году за январь вывезли почти 11 тысяч тонн продуктов, которые оцениваются в 3,8 миллиона долларов. По данным Благовещенской таможни, самым популярным продуктом являются соевые бобы - на них приходится, с точки зрения веса вывезенных товаров, более 81,5% продуктового экспорта. На втором месте - родственный продукт: соевое масло. А на третьем, опережая даже пшеницу и муку, идет шоколад. По состоянию на 10 февраля, через Благовещенскую таможню с начала года шоколадных изделий вывезли более 214 тонн на почти 674,8 тысячи долларов. Этим интерес китайских граждан к российским «вкусностям» не ограничился. Еще в Поднебесную отправились 16,5 тонн конфет и кондитерских изделий, почти 24 тонны мороженого, 11 тонн меда, 7 тонн сока и более 90 тонн воды, включая разные минералки и газировки. Неравнодушны, судя по всему, на другом берегу Амура оказались и к пиву из России - через Благовещенскую таможню ушло 77 тонн пенистого напитка. 

Падение импорта

Импорт в Амурскую область тоже значительно упал: в 2014-м за первый месяц года через нашу таможню было принято из-за рубежа 16,3 тысяч тонн грузов на 33,4 миллиона долларов, то в январе 2015-го - всего 5,4 тысяч тонн общей стоимостью 9,2 миллиона. И тут возникла любопытная ситуация. Традиционно, судя по статистике, из Амурской области вывозится много грузов, но относительно дешевых (потому что в основном сырье), а ввозится относительно немного, но зато относительно дорогого. И обычно стоимость импорта превышает стоимость экспорта. Так, по итогам 2013 года, стоимость всего вывезенного из Амурской области составила 442,5 миллионов долларов, а ввезенного - 446,6 миллиона. В 2014-м эти цифры составили, соответственно, 367,8 миллиона и 398,5 миллионадолларов. А вот по итогам января 2015 года сложилась такая ситуация, когда стоимость экспорта (27,9 миллиона) превысила стоимость импорта 9,2 миллиона. Правда, напомним, что почти половиной суммы показатели экспорта обязаны отправленному в Америку самолету. Так что, вряд ли тенденция, когда Благовещенская таможня стала вдруг экспортоориентированной, станет постоянной: «боинги» мы продаем не каждый месяц.

Сильно поредел список стран, откуда прибывают товары. Естественно, как обычно, более 99% всего импорта - это Китай. А помимо Поднебесной - всего-то две страны, причем обе «санкционные»: то есть те, на которые Россия наложила санкции в виде запрета на ввоз из этих государств определенные виды продовольственных продуктов. А именно – Польша и Канада.

Структура импорта особо не изменилась: как обычно больше всего закупается, с точки зрения веса, продовольствия, а с точки зрения стоимости, - машин и оборудования. Причем при общем снижении объемов импорта есть один пункт в его статистике, который пошел в плюс. Примерно на 100 тонн было завезено больше продуктов, чем год назад (хотя примерно на 45 тысяч долларов их стоимость меньше).

Отметим также, что, несмотря на сокращение грузопотока, Благовещенская таможня, по данным ее пресс-службы, перевыполнила план по сборам таможенных платежей за январь. Планировали собрать в федеральный бюджет 159,4 миллиона рублей, а собрали почти 223,5 миллионов.

Турпоток

Обычным явлением для Благовещенской таможни всегда было то, что россияне гораздо чаще иностранцев пересекали российско-китайскую границу. Порой даже в разы. Вот, например, в январе прошлого года россияне в обе стороны пересекали границу в районе Благовещенска 43 тысяч раз, а иностранцы - 17,4 тысяч раз. В январе этого года ситуация радикально поменялась.Китайцев, переходящих границу, в январе этого года стало больше, чем наших соотечественников: 27,2 тысячи и 21,7 тысяч соответственно. Правда, эта тенденция сохраняется не на всех пунктах пропуска, которые находятся в ведении Благовещенской таможни. Львиная доля всего турпотока, понятное дело, проходит через Благовещенск и Хэйхэ. Но вот через пункт пропуска в Пояркове россиян проходит больше, чем иностранцев. В Якутске, который также входит в зону действия Благовещенской таможни, также оформляется гораздо больше россиян, нежели иностранцев - примерно в 4,7 раз. Но это и понятно: своей границы в Республике Саха нет, поток иностранных туристов, прибывающих прямо в Республику, невелик. Зато есть свои авиакомпании, которые отправляют чартерные рейсы за рубеж. Только есть и тут две интересные тенденции.

А вот что на Благовещенском таможенном посту сильно увеличилось - так это количество пересекающих границу грузовиков: что в Россию, что в Китай их проехало почти вдвое больше, чем год назад.

Фото пресс-службы Благовещенской таможни.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости