«Среди художников я свой»

8 июня 2016

Павел Савинкин
известный журналист и директор благовещенского выставочного зала

Павел Савинкин рассказал нашему корреспонденту о любви к искусству, о необходимости создания в городе картинной галереи и о том, чем  занимается до одиннадцати вечера.

- Павел Андреевич, большинство амурчан вас знают, все-таки, как журналиста. И вот вы возглавили выставочный зал...

- Меня пригласил председатель амурской организации Союза художников России Вадим Кондратьев. Я немного подумал и согласился. Дело в том, что среди моих друзей всегда были художники, артисты и литераторы. В выставочном зале я был постоянный гость. Меня и смотрительницы все знали - говорили, чтобы я проходил бесплатно. Чего я не делал - обязательно платил за билет. Меня в среде художников считают своим, они мне доверяют. Просто так в мастерскую к художнику не зайдешь. А если и зайдешь, то некоторые картины завесят полотном, чтобы ты не видел. Для меня же дверь открыта.

- А выставочный зал кому принадлежит?

- Это собственность города, но это не муниципальное учреждение в чистом виде. Здание - в аренде у Союза художников. Этот зал хорош «оперативностью»: захотел - выставку демонтировал и на ее место какую-то новую коллекцию выставил.

- А откуда у вас такая любовь к искусству?

- Еще с первого класса я начал собирать марки. Классе в шестом определился с мотивом коллекции - это живопись. В 60-е годы прошлого века не так легко было найти книги, альбомы, справочники по искусству. С подросткового возраста - библиотеки, энциклопедии. А когда повзрослел и стал сам зарабатывать деньги, то было так: прихожу в книжный магазин, наберу литературы и остаюсь еще должен. И так пошло по жизни, что еще со студенчества среди моих друзей были художники, артисты. Например, когда я учился в Дальневосточном государственном университете, мы дружили со студентами Дальневосточного  института искусств. Я многих художников, ныне уже классиков, знал совсем молодыми.

- То есть все, что вы о живописи знаете - это самообразование?

- В основном, да. Но  я нередко ошибаюсь в своих оценках. Однако, рядом со мной всегда маститые художники, благодаря которым я учусь. Хотя и не всегда с ними согласен.

- Сильно ли развито в Благовещенске движение художников?

- Только членов Союза художников более 40 человек. При нем есть секция молодых художников, это еще около 30 человек. Ее председателем является Николай Рыбак. Он приехал из Приморья в прошлом году с супругой Екатериной - и  они сразу заявили о себе. Творческий союз художников - тоже больше 40 художников. Плюс еще есть Ассоциация творческих работников Приамурья. То есть более 100 человек в Благовещенске. Можно ли этим заработать на жизнь?  Кому как повезет. Условно говоря, если бы было больше денег у простых граждан, то их бы было больше и у художников. Им есть что предложить коллекционерам. У меня немного другая сфера интересов, я марки собираю и фарфор. Но если бы я занимался коллекционированием картин, то только из того, что висит в выставочном зале, взял бы себе шесть работ. Молодые художники - рвутся в бой. И ведь их можно «использовать по полной». Например, посылать на космодром «Восточный», на Бурейскую ГЭС. Кто-то мог бы нарисовать там картину, ее можно было бы, например, подарить Путину во время его следующего визита в Амурскую область. Сейчас почти не увидишь портрета передовика, какой-то жанровой картины, как это было в советское время.

- Много ли мест в Благовещенске, где художники могут выставить свои работы?

- Не считая площадок в различных ресторанах и торговых центрах, по сути, две: музей и выставочный зал. На мой взгляд, в городе давно возникла необходимость открытия художественной галереи. Если сравнивать музей и выставочный зал, то уровень выставляемых работ примерно один и тот же. Но туда приходят губернатор, мэр, сюда же не приходит никто. Есть еще такая проблема. Недавно пришла директива из Москвы о том, что работы из запасников музея не могут передаваться нам (и какой-нибудь другой площадке, если бы она была в Благовещенске) во временное использование без специальной страховки. А у нас никто этим делом не занимается. Это надо заплатить оценщику, оплатить саму страховку и так далее. Возможно, это правильное решение, таким образом хотят обезопасить произведения искусства. В итоге получается вот что. Здесь, в выставочном зале, планировались две такие выставки... Во-первых, это «Соцарт» - и уже я знаю, какие запасники в музее есть, чем бы эту выставку можно было пополнить. И уже существовала договоренность, и уже письмо официальное было отправлено, и некое предварительное одобрение мы получили на это. Но в связи с директивой у нас такой возможности нет. То же самое с выставкой «Обнаженная натура». В музее есть классические работы Елены Тырковой, Бориса Горлача (амурские художники, супруги - авт.), которые можно было использовать наряду с теми, что написаны нашими современниками... Я, конечно, эти выставки проведу, но они обедняются.

- Трудно ли в кризис руководить выставочным залом?

- Скажем так - мне это интересно, а легко или сложно - это вторично. Если встречаются трудности, то мне интересно преодолеть их. Какая-то копеечка зарабатывается на билетах, и мне не сложно взять кисть и помахать ею, чтобы покрасить стенку. Или пригласить еще кого-то в помощники. Прихожу домой порой достаточно поздно - то в десять, то в одиннадцать вечера.  Но мне в радость работается.

- Вы сами лично картины развешиваете, готовясь к очередной выставке?

- Иногда приглашаю студентов. Но в последнее время они стали требовать много денег. С тем же Николаем Рыбаком сговариваемся. Он человек опытный, ему приходилось много этим заниматься еще по студенчеству.

- А вы в жизни занимаетесь тем, что интересно?

- Журналистика изначально была интересна. Уже с 8 класса я твердо знал, что хочу работать в этой сфере. Правда, оперативная журналистика не то чтобы надоела, она просто стала слишком понятна. Постоянно ходить на какие-то мероприятия, быть в административном пуле... Пусть этим занимаются молодые ребята.

- И о чем вы больше всего любите рассказывать?

- У меня есть рубрика «Неспешные прогулки» - про интересных людей. Я и в молодости старался писать о людях. Например, в 80-е годы жители села Белоярова сами взяли и построили памятник своим односельчанам, погибшим в годы войны.  Как об этом было не рассказать? А вообще, моя трудовая книжка похожа на один из томов Толстого «Война и мир»: и фермером я побывал, и с водолазами я работал, и в газету писал...

- Вот вы говорите, что порой возвращаетесь домой поздно. А хватает ли времени на семью?

- Когда удается возвращаться рано, мы иногда с супругой отправляемся в сады, которые мне достались от отца. Он был фанатом этого дела до самой кончины (а умер он почти в 103 года). Я раньше считал, что есть дела и поинтереснее садов, но теперь у меня вдруг появился интерес к этому. Супруга - преподаватель физики по образованию, но с 1997 года работает региональным представителем, продает посуду. Надо сказать, успешно. А дочка закончила АмГУ, сейчас работает в логистической компании. Кроме того, она интернет-блогер. У нее свой стиль. И когда она мне пришлет какой-то свой пост, мол, «папа, посмотри», я в него не лезу. Иногда где-то чуть-чуть поправлю, слова поменяю, не более того.

- Сильно ли ударил экономический кризис по семейному бюджету?

- Я уже давно веду дневник своих расходов. Но не для того, чтобы как-то корректировать и планировать семейный бюджет, а просто ради интереса. Как-то знакомый спросил: «Ты сколько тратишь на питание?», и с тех пор я начал считать. Все эти записи у меня хранятся. Я востребован, поэтому мне удается соблюдать баланс между тем, что я хочу и что могу. Например, скоро мы с супругой съездим в Петербург - просто отдохнуть. Хочу побывать в музеях, съездить в Петергоф. Я обращу внимание, как в музеях культурной столицы размещаются картины, какой краской красятся стены и так далее. Просто немного оторваться от дел. Мы прикинули, что наших средств вполне хватает на такой вояж. Но не всем это удается, я знаю массу людей, в том числе в журналистской среде, которые нынче вынуждены брать какую-то разовую работу, потому что не могут найти себе место, соответствующее их уровню и таланту.