«Чтобы добиться успеха, надо быть злым и голодным»

Дмитрий Стрельцов
музыкант группы «Любэ»

Музыкант группы «Любэ» Дмитрий Стрельцов 10 октября дал с группой уже второй концерт в родном городе - Благовещенске. О том, как по чистой случайности увлекся музыкой, как пришлось в экстренном порядке учить репертуар «Любэ», и о взаимоотношениях в знаменитом коллективе бас-гитарист рассказал нашему корреспонденту.

- Дмитрий, вы коренной амурчанин, здесь родились,  учились?

- Да, родился в Благовещенске. Тут  окончил вуз. Здесь все родственники,  здесь же познакомился с женой.

- И здесь же музыка вошла в вашу жизнь?

- Это произошло совершенно случайно лет 15 назад, может быть, даже больше. Я был охранником на рок-фестивале и увидел, как люди играют живьем на гитарах. Мне очень понравилась эта атмосфера, как это все происходит. И зарплату, которую мне заплатили за охрану этого мероприятия, я потратил на акустическую гитару, с рук купил.  С этого момента все и началось. Много на чем играл. На барабанах пытался научиться. Но потом пришел к одному инструменту - бас-гитаре.

- Насколько знаю историю различных групп, на «басуху» переходят, когда просто надо кого-то поставить на этот инструмент...

- Нет! Я просто люблю движение, люблю грув, ритм. Именно эта составляющая в музыке, фундамент, основа, меня всегда привлекала. Поэтому - либо барабаны, либо бас. Но бас мне был ближе потому, что там можно еще вести  мелодическую линию. Плюс я видел много музыкантов, которые мастерски, виртуозно играют на этом инструменте.

- Изначально у вас какие были предпочтения в музыке?

- Очень разные... Всякий странный «тяжеляк». Ну, все с этого начинают. AC/DC я очень любил. Я все это открыл для себя достаточно поздно, в 22-23 года, а до этого слушал «кислотный тынц-тынц-тынц». А потому уже стал увлекаться хард-роком. Сейчас я  слушаю различного рода музыку, но больше уклон в современную танцевальную поп-музыку. Например, из «свежего», группа The Chainsmokers, у них в этом году вышел хит Don't let me down. Кроме того - Джастин Тимберлейк, Daft Punk. А из наших это Елка, например.

- Расскажите об этапах своего музыкального пути в Благовещенске - где играли, что играли?

- Была группа «Фрагменты», она же The Fragments. Создал этот коллектив, собрал знакомых ребят, в том числе нынешнюю вокалистку популярной группы «Моя Мишель». Мы вместе сделали коллектив и вместе здесь играли. Довольно успешно, я считаю. И во Владивосток ездили, и в Хабаровск, и в Нерюнгри на фестиваль несколько раз.  В Благовещенске даже отыграли сольный концерт, и люди пришли. Потом у нас творчество закончилось ввиду личных амбиций каждого участника - но это нормально. И каждый уехал в то или иное время в Москву. Я приехал самым последним. И там мне пришла идея снова собрать коллектив из своих же. Я подтянул барабанщика, мы связались с Татьяной и создали коллектив, который потом стал группой «Моя Мишель».

- А здесь, в Благовещенске, она «Моей Мишелью» не называлась?

- Ни в коем случае. Это была другая музыка, другая группа, хоть и с теми же людьми, кроме гитариста - Ренат пришел уже в Москве. Но он был в одной нашей музыкальной «тусовке», мы друг друга знали, общались хорошо.

- Можно ли куда-то пробиться из Благовещенска, если ты музыкант?

- Дело в том, что, находясь в городе, далеко удаленном от центра, где происходит вся музыкальная «тусовка», да и не только музыкальная (к сожалению, это так - в основном это Москва и Питер), довольно сложно выйти на какой-то высший уровень. Сегодня, конечно, можно в интернете это все выкладывать. Но в какой-то момент настанет какая-то популярность, и нужно сделать концерт. А в основном все эти пользователи - «фолловеры», как сейчас говорят, - люди из центральной части России. Соответственно, встает вопрос - концерт делать для кого и как? В Благовещенске ты его сделаешь, а дальше? Естественно, потом нужно будет ехать в центр, чтобы развиваться дальше. Все конкурсы, продюсерские центры, радиостанции, куда можно попытаться попасть, находятся в Москве.

- Как думаете, у нас здесь, в Благовещенске, есть какие-то коллективы или исполнители, которые по качеству своей музыки вполне заслуживают быть широко известными?

- Честно признаться, не знаю, просто не следил. Если брать прошлое, когда я здесь вращался, я был уверен и не сомневался ни на минуту, что группа «Модель Неба» станет очень популярной. Мне она очень нравилась, ребят я хорошо знал. Отличный материал, отличная вокалистка. Причем они уехали в Москву,  работали с Олегом Нестеровым (продюсер, глава лейбла «Снегири-музыка». - Авт.), но что-то не сложилось.

- Как вы оказались в группе «Любэ»?

- В группу я попал по несчастливой случайности. У них, к сожалению, ушел из жизни бас-гитарист. Когда он еще лежал в больнице, мне позвонили и предложили помочь, заменить его на пару концертов, пока он будет приходить в себя. Естественно, я согласился. Во-первых, это помощь людям в такой сложной ситуации, во-вторых - для меня опыт поиграть с таким топовым артистом (Николаем Расторгуевым. - Авт.) А он топовый артист, это даже не обсуждается. А потом так вышло, что Паша ушел из жизни, и мне уже предложили перейти на постоянную работу.

- Вы репертуар «Любэ» уже знали  или пришлось учить экстренно и быстро?

- Экстренно и быстро. Мне сказали, что есть примерно 10-12 дней. 30 песен надо за это время «снять» - то есть для полноценной работы на концерте. Никто не требовал полностью играть один в один, как в альбоме, на данном этапе, потому что это невозможно. Но знать основные ходы, чтобы поддерживать ритм-секцию, нужно было. Я за это время все  «снял», причем  «снял» даже все, как в альбоме. Мне хотелось произвести впечатление на таких людей.

- Небось ночами не спали?

- Не могу сказать, что я ночами не спал, но я вставал утром и у меня была задача - сегодня «снять», например, пять песен. Я садился, «снимал», потом отдыхал, потом вечером проигрывал. Наверное, как дети учат стихи. Но не то чтобы я заучивал, потому что это ни к чему бы не привело. Я пытался понять песню. Иначе не сыграешь ее, потому что не понимаешь, для чего она сделана. Можно просто ходить по грифу, но передать эмоцию не получится. Поэтому приходилось не десять песен в день, а пять.

- Это ведь очень тяжело!

- Главное - начать, глаза боятся, а руки делают! Мне помогли в том, что скинули, какие именно песни и какие у них начальные тональности. Например, «А заря» - это ре-минор. И уже я понимал, куда мне двигаться.

- И все это чисто на слух, никаких табулатур (в данном случае - способ записи гитарных и бас-гитарных партий, где показано, какие лады на каких струнах нужно зажимать в определенный момент. - Авт.), никаких нот?

- Табулатуры - нет, конечно. Слух и помощь интернета, потому что иногда приходилось сравнивать - люди же выкладывают аккорды. И потом это все чистилось со слухом, потому что важно именно «снять» правильно. Плюс я звонил клавишнику Виталию Локтеву,  он помогал по скайпу: я включал песню, играл. И он говорил: «Да, вот, отлично». Или: «А вот здесь чуть-чуть изменить». То есть готовился я очень серьезно. Плюс были подсказки. Я, как живой, нормальный человек, не робот, не мог все запомнить. И у меня была папка, которую я возил с собой концертов пять. Там на каждую песню были написаны цифровки (то есть набор аккордов). И смотря на них, я мог ориентироваться, чтобы не ошибиться.

- А почему именно с Локтевым готовились?

- Он  клавишник и баянист. А эти инструменты занимают огромный пласт в музыке «Любэ», на них очень много основано - мелодически, порой даже ритмически. И партитура клавиш и баса порой пересекаются. И плюс - человек он очень отзывчивый: «Если что, звони, поможем».

- С точки зрения музыкального образования - насколько вы «продвинутый» человек?

- Музыкального образования нет вообще. Но за это время пришлось все это дело разобрать, понять. Я знаю ноты, знаю гармонии, знаю какие-то определенные формы аккордов, как они звучат, когда должны звучать, какие ступени, лады. Все это я сам разучил. Естественно, я не сыграю с листа, если мне поставят, как в оркестре, потому что я без образования и читать нотный стан для меня будет трудно. Но я могу это прочитать, и это будет полчаса на одну песню. Образование -  важно, но в современной музыке можно просто быть «слухачом» - и как-то ориентироваться. Знать аккорды, конечно, надо. Придешь ты в коллектив, тебе включат трек, дадут аккорды, и ты должен знать, как обыграть, например, ля-минор, на басу, несколько вариантов.

- После того, как выучили песни «Любэ», сколько еще репетировали с группой перед первым концертом?

- Первая репетиция - она же сольный концерт. Он состоялся в Красноярске в апреле. Это для меня было большое, но приятное испытание. Огромный зал, по-моему, ледового дворца. И я вышел, поставил себе подсказки, барабанщик дает счет - все, концерт пошел. Вот так все получилось - никаких репетиций.

- И как коллектив группы отнесся к тому, что вы смогли сразу отыграть концерт без всяких совместных репетиций?

- Мне было предложено помочь ребятам, я согласился, и была поставлена задача - сделать вот эти песни... В профессиональном коллективе так и работают. Нет такого, что ты просишь пару репетиций. Они могут быть, если захочет сам артист. А так - музыкант должен прийти и сыграть, иначе зачем такой музыкант нужен? И я выполнил эту задачу, они сказали: «Отлично, все устраивает».

- А в группе «Любэ» вообще есть репетиции?

- Есть, но они проходят в ходе саундчеков. Мы приходим на концертную площадку, у нас есть два часа, и мы спокойно настраиваем звук. В это время можно что-то порепетировать, что-то обсудить. Например, мне могут сказать: «Дим, вчера играли концерт, все нормально, но в этом месте придержи нотку». Или, наоборот -  «Дай побольше». Ну все, других репетиций не бывает. «Любэ» находится в постоянном гастрольном графике. Сейчас Благовещенск - завершающий город в дальневосточном туре. Мы были в Иркутске, Владивостоке, Хабаровске, Комсомольске, и вот сегодня мы в Благовещенске. После этого  улетаем в Москву, там перерыв, и после него - на Урал.

- А сколько концертов приходится давать в месяц?

- Бывает по-разному. Где-то от десяти концертов.

- Когда вы приезжали с «Любэ» в Благовещенск на День города, это какое по счету было ваше выступление с группой?

- Где-то десятое, но точно не могу сказать.

- Было какое-то волнение от выступления перед своими земляками?

- Конечно. В Благовещенске волнение было приятное и немного нервное - все-таки родной город, огромная площадь, забитая людьми, и ты играешь в таком коллективе. Это большая ответственность - и коллектив не подвести, и чтобы людям понравилось. Но после первых двух аккордов все проходит - просто начинаешь наслаждаться звуком и играть. А сейчас перед концертом в Благовещенске уже волнения меньше, потому что мы уже сыгрались в коллективе, и  просто делаешь музыку и думаешь о музыке, а не о том, чтобы что-нибудь не забыть. А когда люди приходят и им это нравится - это подпитывает.

- Когда оказываетесь в Благовещенске, что делаете в свободное время - идете навестить друзей и родственников или на правах местного показываете коллегам по «Любэ» город?

- Я ничего не показываю - люди, которые организуют концерты, сами предлагают музыкантам показать город. А я - по родственникам, по друзьям. У меня получается здесь остаться на три дня: все улетят 11 октября, а я 13-го, потому что дали два дня на общение с родственниками.

- Есть ли вероятность, что группа «Любэ» когда-нибудь сыграет вашу песню? Вы ведь занимаетесь композиторской деятельностью?

- Такой вероятности нет, потому что есть люди, которые делают гениальные песни, которые нравятся любому русскому человеку. Игорь Игоревич Матвиенко - основной автор, композитор, вдохновитель, создатель «Любэ». Он пишет все песни коллектива. Он настолько знает, что нужно коллективу, что я и не думаю что-то писать. В «Любэ» все прекрасно звучит, все отлично и душевно сделано. Играя на концерте, я (не только как музыкант, но и как обычный слушатель) слушаю песни, которые играются не всем составом. Например «Позови меня тихо по имени» или песню про коня. Невозможно стоять и не слушать эти песни, когда поет Николай Вячеславович. Я занимаюсь написанием, но другому коллективу - это небольшое хобби.

- Вы солиста называете исключительно по имени-отчеству? Какие у вас взаимоотношения в коллективе?

- Я один из самых молодых, мне 35. Если еще парень, Леша Кантур - ему 32. Это один из вокалистов хора. Отношения замечательные, потому что все люди настолько простые и вежливые. Они уже опытные, они взрослые, они состоявшиеся личности, профессиональные музыканты. Все очень просто, очень душевно. Сразу приняли, и чувствую - большая семья. Они же работают 25 лет вместе. Да, были моменты, когда кто-то уходил или приходил, но основной костяк - это большая семья. И я себя в ней ощущаю. Я несусь на концерты, на гастроли, мне этого хочется  - не только играть музыку, но и общаться с этими людьми. Они со своим богатым музыкальным и жизненным опытом могут многое рассказать. Внутри коллектива  называем себя просто по имени , но именно солиста Николая Вячеславовича лично я всегда называю по имени-отчеству. Потому что это действительно большой человек, большой артист. И, потом, он старше меня, а я привык к вежливости. Все музыканты годятся мне в отцы, но при этом они молоды душой. Гитарист Сережа Перегуда слушает моднейшую музыку, порой песни, которые я даже не знаю. Он мне включает: «Вот это сейчас в тренде». Виталий  потрясающе образованный человек, с ним всегда интересно пообщаться на любую тему. Тем более он же - заслуженный артист России, это не просто так. Барабанщик Саша Ерохин - рок-н-ролльщик. С ним иногда приятно на репетиции просто поиграть, поимпровизировать, поотжигать. Техники - отличные ребята, которые помогают с оборудованием. Хор - удивительный, потому что три человека поют с центральным артистом настолько богато и мощно, что думаешь, что стоит человек двадцать. Леша Тарасов -  с истоков группы «Любэ», он пел всегда. Он ведет один из лучших басов в стране. Баритон  Паша Сучков - это мастер, хормейстер. Именно он ставил русскую версию мюзикла «Нотр-Дам де Пари». Леша Кантур -  самый молодой, но ему хлопают больше всех. Это харизма коллектива, помимо, конечно, центрального артиста - Николая Вячеславовича. Он тенор, и дает вокальные партии такой сложности и высоты... При этом он это делает залихватски, пританцовывает. Когда в конце музыкантов представляют, ему всегда большие овации. Николай Цветков - звукорежиссер. Человек, который может сделать звук на какой угодно площадке, в любую погоду и в любых условиях. И всегда все звучит! Ирина Масленникова - это гениальный, не побоюсь этого слова, тур-менеджер группы. Ира может решить любой вопрос за максимально короткое время и настолько эффективно и порой эффектно, что диву даешься. Ира очень помогла мне влиться в коллектив.

- Почему, когда вы с группой «Любэ» впервые приезжали в Благовещенск, не было какой-то рекламной кампании, что в составе коллектива теперь амурчанин?

- Может быть, в завершении концерта на День города Николай Вячеславович как-то представил бы, но мы недоиграли пару песен. Не то чтобы не позволили - видимо, время вышло.

- Какие будут пожелания амурским музыкантам, которые хотят добиться успеха?

-  В первую очередь надо понять - это хобби или цель жизни, призвание. Если  призвание, то надо упорно желать этого, работать и не останавливаться. Это большой труд, постоянная работа над собой. Надо постоянно слушать разную музыку, «снимать» эту музыку, интересоваться развитием музыки. Естественно, если настолько все желаемо, надо ехать в Москву. Но туда надо приехать с базой, чтобы она помогла подняться на следующую ступеньку. Там уровень совсем другой. Там человек в 17 лет  может играть как, допустим, гитарист группы Radiohead. Я был удивлен. Конкуренция огромная -  если ты немного не тянешь, то вместо тебя тут же поставят другого человека, потому что есть голодные и злые. Нужно быть голодным и злым, постоянно тренироваться, работать. Приходить на какие-то «джемы», которые проводят музыканты. Там часто присутствуют артисты, которые отдыхают, присматриваются, кто как работает. Например, группа Therr Maitz во главе с Антоном Беляевым (участник проекта «Голос». - Авт.), хорошие мои знакомые, очень часто приходят в маленькие клубы и просто играют вместе с музыкантами, которые вообще из других музыкальных направлений... Всегда можно присоединиться, поиграть, познакомиться, завести какие-то связи. Тебе могут сказать: «Послушай, там ребятам требуется гитарист». Еще нужны везение и удача. Если повезло, то это быстро, а если нет - то надо продолжать биться.

Фото предоставлено Дмитрием Стрельцовым.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости