Гендерное обучение практикуют в некоторых школах Приамурья

Девочкам - вязание, мальчикам - робототехника. В общеобразовательных школах Приамурья появляется интерес к гендерному обучению. Подобная практика уже есть в образовательных учреждениях Свободного. В областном центре гендерные классы набрали впервые. В других школах Приамурья раздельное обучение практикуется пока только на уроках труда и физкультуры. Насколько оправданны отдельные занятия для мальчиков и девочек, выяснял корреспондент «Телепорта».

На девочек-мальчиков рассчитайсь

В большинстве общеобразовательных школ Приамурья мальчишки и девчонки грызут гранит науки сообща, расставаясь разве что на уроках труда. Кроме того, раздельно заниматься учащиеся могут еще на занятиях по физкультуре начиная со старших классов. Как рассказали в одной из благовещенских школ, такое деление рекомендовано СанПиНом, жесткие требования нигде не прописаны. Делить мальчишек и девчонок можно в 10  классе при условии, что юношей в классе не меньше 9 человек. Подобное разграничение обусловлено разными нормами ГТО, половым созреванием девочек и психологическими особенностями учащихся. В подростковом возрасте они больше стесняются выполнять какие-то упражнения на виду друг у друга, боясь показаться смешными.

Хотя и в среднем звене общие уроки физкультуры фактически могут проводиться раздельно. Как поделился пятиклассник Миша, ученик гимназии № 1, после совместной разминки мальчишки идут играть, например, в футбол, а девочки - в пионербол. Периодически у них проводятся соревнования между мальчиками или девочками из разных классов.

Если в подавляющем большинстве амурских школ раздельные уроки практикуются только по отдельным предметам, то в школах Свободного гендерным обучением занимаются всерьез. Классы мальчиков и девочек успешно функционируют уже третий год.

По словам ведущего специалиста управления образования Свободного Любови Серовой, подобное обучение практикуется в двух школах города, 1-й и 192-й. И в той и в другой школе по два первых, вторых и третьих класса мальчиков и девочек. Родители учащихся в смешанные их перевести не стремятся. Дети в гендерных классах реже болеют и пропускают занятия, лучше у учащихся и успеваемость, особенно у мальчиков. Не меньше довольны результатом экспериментального обучения учителя. Даже говорят, что в смешанные классы после гендерных не пойдут. Преподавать в таких классах интереснее, чем в обычных, хотя и сложнее, только кому-то из учителей больше нравится учить мальчиков, а кому-то девочек. Помимо очевидных плюсов гендерного обучения педагоги отмечают и некоторые сложности. В частности, недостаток методической литературы. Беспокоит учителей и преемственность гендерных начальных классов со средним звеном.

По разным классам 

Эксперимент по раздельному обучению с нового учебного года решил поставить и благовещенский лицей № 6. Наряду со смешанными набрали сразу несколько гендерных классов, в начальном, среднем и старшем звене. Три первых класса (2 - мальчиков, 1 - девочек), четыре пятых (2 - девочек, 2 -  мальчиков) и два десятых (1 - мальчиков, 1 - девочек). Идеей раздельного обучения педагогический коллектив загорелся около года назад. Изучив материалы по теме на просторах интернета и защитив собственную работу в Амурском областном институте развития образования, лицей стал региональной площадкой по гендерному обучению. Впоследствии педагогический состав планирует не просто обучать детей по имеющимся программам, но и разрабатывать собственные, внести вклад в науку.

- Нас все отговаривали, - признается директор лицея № 6 Елена Евглевская. В Свободном был опыт гендерного обучения, и мне рассказывали, что там возникали какие-то осложнения. Но мы первым делом изучили все кадетские корпуса в России. Просто у нас самих 35 классов кадетских, а значит, должна быть определенная специфика в обучении. В пансионе воспитанниц Министерства обороны одни девочки занимаются, в кадетских школах - одни мальчики, и дают довольно-таки хороший результат. Я думаю, что через год большинство родителей захотят отдавать своих детей только в гендерные классы.

Изначально некоторые родители детей восприняли новость о формировании подобных классов в штыки, а в итоге их набралось даже больше, чем планировалось. Одна ученица даже специально перешла из другой школы, чтобы обучаться только с девочками.

Выбираются по половому признаку и учителя, преподающие в гендерных классах. При этом, конечно, сказывается меньшее количество педагогов мужского пола. Но классные руководители у мальчиков - мужчины, у девочек - женщины. Исключение составляет начальная школа. Учителей начальных классов - мужчин в лицее нет вообще. Уроки у первоклассников ведут одни женщины, хотя и здесь гендерный признак в каком-то смысле присутствует. В классе мальчиков преподают учителя, у которых собственные дети  - мальчишки, а учительница в классе девочек - мама дочек.

По мнению руководства лицея, положительный результат от эксперимента по гендерному обучению заметен спустя всего неделю с начала нового учебного года. В первую очередь это касается дисциплины. Ее легче добиться в однополых классах. Мальчишки не стараются привлечь внимание девчонок, и девочки не отвлекаются на ребят. Соответственно, на уроках дети заняты только учебой. А цель эксперимента по гендерному обучению как раз и заключается в повышении качества знаний. В то же время никто мальчиков и девочек друг от друга не изолирует. Они учатся не в разных корпусах, а в одном здании, встречаются на переменах и общих школьных мероприятиях. Так что совместного общения им хватает. Кроме того, есть общие предметы, например, хореография и строевая подготовка, где мальчики и девочки занимаются вместе.

Как отмечают преподаватели лицея, ученикам гендерных классов и самим нравятся раздельные уроки. Мальчишки рады, что на занятиях девчонки не болтают, а девочки довольны более спокойной обстановкой.

Что касается программы обучения, то базовые предметы в гендерных классах такие же, как в смешанных, в корне отличается подача. Все дело тут в психологии.

- Девочки и мальчики информацию воспринимают по-разному, - объясняет школьный психолог и классный руководитель 5 класса девочек Анастасия Волкова. - У мальчишек тонельное зрение, скажем, они видят одну часть доски, а девочки ее всю целиком. У них разное цветовосприятие. Мальчикам, например, достаточно черно-белой таблицы, а девочки лучше воспринимают цветную. Ребятам важен в первую очередь результат, а потом уже - как к нему прийти. Девочкам, наоборот, сначала нужно понять, как достичь результата, пройти поочередно все этапы. Мальчишки импульсивнее, они быстро схватывают. Девочки медлительнее, им необходимо неоднократное повторение материала.

Есть в гендерных классах и специализированные предметы, которые в смешанных классах не преподают. Например, девочек обучают прикладному искусству. В рамках этого предмета ученицы учатся вязанию, декупажу, вышиванию. В скором времени планируется обучать девочек плетению кос. Мальчики постигают робототехнику, судомоделирование и автомоделирование.

Экскурс в историю

Сегодня гендерное обучение относится скорее к экспериментальному, а еще каких-то сто лет назад оно было общепринятой нормой. Отдельные пансионы для воспитанников и воспитанниц действовали в дореволюционной России повсеместно, не стало исключением и Приамурье. В Благовещенске сначала была основана мужская гимназия, которая располагалась в здании современного БГПУ. Воспитанники обучались в ней 8 лет. Изучали Закон Божий, тригонометрию, арифметику, историю, космографию. Обучали гимназистов и нескольким языкам. Наряду с русским, воспитанникам преподавали французский, немецкий, латинский и даже древнегреческий.

Чуть позднее в областном центре открылась Алексеевская женская гимназия. Она находилась в здании, принадлежащем теперь школе № 4. Воспитанницы кроме изучения французского языка и Закона Божьего занимались еще и рукоделием. После установления советской власти женская гимназия была преобразована в школу 2 степени и некоторое время спустя получила имя Калинина.

Пожалуй, единственным минусом раздельного обучения в гимназиях можно назвать недостаток общения с противоположным полом. Именно этот фактор, возможно, и стал причиной появления в советских школах смешанных классов. Хотя, как поделилась Анастасия Волкова, существует и другое любопытное объяснение. Мальчиков и девочек соединили, чтобы ребята перенимали женское поведение. Таким образом советская власть хотела предотвратить возможность еще одной революции.

Возможно, снова тенденция раздельного обучения возникла сегодня неспроста. Немало мальчишек воспитываются матерями-одиночками. Мальчикам не хватает мужского воспитания, авторитета, в результате они зачастую растут маменькиными сынками, не приспособленными к жизни. Выровнять подобный крен могут помочь кадетские корпуса и специализированные классы мальчиков в школах, где царит строгая дисциплина. Что до девочек, то им не повредит поучиться хозяйственности и женской психологии.
 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости