За неиспользованный полис ОСАГО в некоторых случаях можно вернуть деньги

Согласно «Положению о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России 19.09.2014 № 431-П), возврат суммы гражданину, уплаченной по договору страхования, осуществляется в связи с его прекращением в следующих случаях: замена собственника транспортного средства; отзыв лицензии страховщика (по инициативе застрахованного лица – п.1.14 Положения); смерть гражданина – страхователя или собственника; ликвидация страховщика; гибель (утрата) транспортного средства, указанного в страховом полисе; иные случаи, предусмотренные законодательством РФ (по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон – п.1.13 Положения).

Какие документы нужны для возврата ОСАГО? Перечень документов зависит от основания прекращения договора. При обращении к страховщику с заявлением о досрочном расторжении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по причине замены собственника и о возврате части страховой премии обычно прикладывают: оригинал полиса ОСАГО; квитанцию об оплате полиса ОСАГО; копию ПТС, где указан новый собственник; договор купли-продажи, дарения или иной договор, на основании которого передано право собственности (при смене собственника); банковские реквизиты страхователя; копию свидетельства о смерти (при смерти гражданина); акт об утилизации (при гибели ТС).

В какие сроки возвращают деньги? Срок возврата части страховой премии составляет 14 дней (п.1.16 Правил). Этот срок исчисляется: с даты, следующей за датой получения страховщиком сведений о прекращении договора по п. 1.13 Правил; с даты, следующей за датой получения страховщиком заявления страхователя о досрочном прекращении договора обязательного страхования по одному из оснований, предусмотренных п. 1.14 Правил; с даты, следующей за датой получения страхователем письменного уведомления страховщика о досрочном прекращении действия договора по п. 1.15 Правил.

При несоблюдении этого срока страховщик уплачивает страхователю – физическому лицу неустойку (пени) в размере одного процента от страховой премии за каждый день просрочки, но не более размера страховой премии по такому договору (п.1.16 Правил).

Могут ли отказать в возврате денег? Если отказ, по мнению потребителя, не правомерен, он с ним не согласен, или нарушены сроки возврата, он вправе подать жалобу в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ РФ или ее управление по федеральному округу с просьбой провести проверку. По ее результатам возможно обращение Службы в арбитражный суд для привлечения страховщика к ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ. Также потребитель вправе подать претензию страховщику и оспорить отказ в суде, подав иск на основании Закона РФ «О защите прав потребителей» и законодательства об ОСАГО.

 

По информации Тындинской городской прокуратуры

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости